AtomInfo.Ru


PF1 - основные вехи

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 19.02.2023

10 февраля 2023 года российская катушка полоидального поля PF1 прибыла к месту сооружения первого в мире международного термоядерного экспериментального реактора ИТЭР.

Предлагаем читателям вспомнить основные вехи в истории изготовления катушки.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕ ФОТО

Фото Проектный центр ИТЭР.
Щёлкните левой клавишей мыши для просмотра.

Катушка PF1 - самый крупный и один из важнейших для реактора ИТЭР компонент, разработанный и произведённый в России.

Катушка является неотъемлемой частью магнитной системы ИТЭР, которая служит для удержания плазмы в реакторе. Она входит в список элементов, необходимых для получения первой плазмы. Диаметр катушки - 9 метров, масса - около 200 тонн.

Соглашение об изготовлении и поставке катушки PF1 было подписано между российским Агентством ИТЭР и Международной организацией ИТЭР 9 марта 2011 года.

Головным исполнителем был назначен Научно-исследовательский институт электрофизической аппаратуры им. Д.В.Ефремова (АО "НИИЭФА", Росатом).

Катушка PF1 состоит из восьми двухзаходных галет. Для намотки был использован российский ниобий-титановый сверхпроводник, который обладает сверхпроводящими свойствами при сверхнизких температурах, не превышающих 5 градусов Кельвина.

К намотке первой двойной галеты приступили в 2015 году, завершили в 2016 году. Пропитка первой галеты компаундом горячего отверждения была выполнена в 2017 году. Успешное завершение намотки первой галеты позволило принять решение об изготовлении самой катушки.

Изготовление катушки PF1 осуществлялось на территории Средне-Невского судостроительного завода (АО "СНСЗ") ввиду его выгодного территориального положения (прямой выход на судоходную реку), а также наличия подходящих по размеру цехов и подъездных путей.

Намотка и пропитка всех восьми двухзаходных галет завершилась в 2019 году. После этого в 2020 году стартовал следующий этап - сборка катушки. Это ключевой этап производства, он также выполнялся на площадке АО "СНСЗ".

Из-за огромных размеров и массы катушки сборка велась в цехе АО "СНСЗ" непосредственно на понтоне, на котором катушку предполагалось доставить по Неве до морского порта Санкт-Петербурга.

В 2021 году по завершении сборки катушки и всех сопутствующих технологических процессов российские специалисты (АО "СНСЗ" и АО "НИИЭФА") приступили к самой ответственной стадии её изготовления - вакуумно-нагнетательной пропитке.

Пропитка катушки необходима для получения электрической изоляции с необходимой высокой диэлектрической и механической прочностью. Главная сложность при пропитке состояла в том, что это необратимая операция, переделать что-либо в случае неудачи было бы невозможно.

Процесс вакуумно-нагнетательной пропитки катушки PF1 включал в себя несколько стадий:

• дегазация изоляции катушки;

• пропитка изоляции так называемым компаундом;

• опрессовка и полимеризация компаунда.

В ходе пропитки изделие нагревалось до 140°С. Для проведения пропитки обмотки PF1 вокруг катушки после наложения корпусной изоляции была произведена сборка и сварка внутреннего (тонкого), а затем внешнего вакуумного объёма.

В марте 2022 года на Средне-Невском судостроительном заводе успешно прошли заводские приёмочные испытания катушки PF1.

В соответствии с требованиями проекта ИТЭР катушка в ходе испытаний проходила несколько стадий проверки:

• высоковольтные испытания на постоянном токе с напряжением 30 кВ;

• высоковольтные испытания на переменном токе с напряжением 10 кВ;

• так называемый Пашен-тест с напряжением 15 кВ в вакуумной камере в диапазоне давлений 1-100 000 Па;

• испытания на герметичность в вакуумной камере.

Успешное проведение испытаний, подтверждённое специалистами Международной организации ИТЭР, позволило российским предприятиям начать подготовку к отправке высокотехнологичного изделия на площадку сооружения будущей установки на юге Франции.

Перед отправкой для испытаний транспортировочной оснастки катушки понтон с российским магнитом был выкачен из цеха на спусковую площадку (СЛИП). Специалисты провели ряд испытаний, предшествующих отправке.

1 ноября 2022 года понтон с российской катушкой PF1 был торжественно спущен на воду, транспортировка катушки в Кадараш началась.

Морским путём катушка была доставлена в морской порт Фос-сюр-Мер (Франция). Там магнит российского производства был перегружен на другое судно, доставившее его в порт Берр, откуда в сопровождении конвоя на специальной транспортной платформе катушка отправилась к месту сооружения реактора ИТЭР по оборудованной трассе, предназначенной для перевозки сверхтяжёлых крупногабаритных компонентов будущей термоядерной установки.

"Маршрут ИТЭР" (the ITER Itinerary) - это специально подготовленная трасса длиной 104 км, по которой на площадку сооружения ИТЭР от порта Берр перевозятся доставляемые морем самые тяжёлые крупногабаритные элементы ре-актора.

Их транспортировка осуществляется в ночное время в сопровождении конвоя на особой 352-колёсной транспортной платформе. Зрелищный процесс перевозки привлекает внимание не только сотрудников Организации ИТЭР и журналистов, но и многочисленных местных жителей.

10 февраля 2023 года российская катушка полоидального поля PF1 прибыла в пункт назначения - на территорию Международной организации ИТЭР.

В соответствии с заведённой традицией, по случаю прибытия катушки была организована торжественная церемония, знаменующая выполнение Россией одной из важнейших задач в рамках совместной реализации международного проекта ИТЭР.


В статье использованы материалы Проектного центра ИТЭР.

Ключевые слова: Атомное машиностроение, Синтез, ITER, Статьи


Другие новости:

Пакистан и Китай - трудности сотрудничества

Проект по строительству "Chashma-5" никак не может стартовать.

Первое пробное включение второго энергоблока БелАЭС в сеть планируется в марте-апреле

Ввод во втором полугодии 2023 года.

Для сотрудников АЭС Аккую будет построен город

Строительство будет проводиться в три этапа, завершение третьей очереди намечено на конец 2025 года.

Герой дня

В ОКБ ГИДРОПРЕСС обсудили ВВЭР-И

В ОКБ ГИДРОПРЕСС обсудили ВВЭР-И

Разработка РУ ВВЭР-И с естественной циркуляцией теплоносителя началась в 2022 году. В работу активно включились молодые специалисты, которые привнесли в проект много свежих идей и решений.



ИНТЕРВЬЮ

Сергей Лякишев

Сергей Лякишев
Наиболее перспективной нишей для реакторов со свинцово-висмутовым теплоносителем, по нашей оценке, является рынок атомных станций малой мощности (АСММ). Для Российской Федерации существует большая потребность в АСММ для обеспечения энергоснабжения и теплоснабжения удалённых районов.


МНЕНИЕ

AtomInfo.Ru

AtomInfo.Ru
Однако большинство республиканцев, контролирующих нижнюю палату конгресса США, не горит желанием выделять на топливные нужды дополнительные миллиарды долларов. Поэтому сторонники санкций предложили министерству энергетики прибегнуть к бухгалтерскому трюку.


Поиск по сайту: