AtomInfo.Ru


GAO о барьерах на пути развития технологий

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 07.02.2021

Главная бухгалтерская служба США (GAO, аналог Счётной палаты) подготовила отчёт GAO-21-202, в котором рассмотрела деятельность министерства энергетики, касающуюся жизненного пути технологий (от разработки до внедрения).

Отчёт не концентрируется только на технологиях атомной отрасли, а затрагивает всю сферу энергетики.

Долина смерти

Одна из известных и хорошо описанных проблем, препятствующих продвижению новых энергетических технологий в США - существование так называемой долины смерти (valley of death).

Долина смерти - этап жизненного цикла новых технологий, когда государственное и/или университетское финансирование их развития подходит к концу, а финансирование со стороны частных инвесторов ещё не начинается.

Этап затрагивает стадии производства в лабораторных масштабах и создания необходимых мощностей для производства/строительства демонстрационных образцов/установок.

Долина смерти в развитии новых технологий.
Щёлкните левой клавишей мыши для просмотра.

К проблеме долины смерти аудиторы GAO обращались несколько раз.

Так, в 2009 году служба пришла к выводу о том, что наличие долины может стать высоким барьером на пути продвижения технологий.

Министерство энергетики (DoE) располагает ограниченными фондами для поддержки исследований за пределами ранних стадий, а потенциальные частные инвесторы неохотно вкладываются в технологии, у которых отсутствует успешная демонстрация.

В 2014 году в одном из отчётов GAO констатировала, что многие разработки, выходящие из стен нацлабораторий США, выглядят сырыми и требуют дополнительных инвестиций для доведения до ума, но этого зачастую не происходит из-за пресловутой долины смерти.

Нельзя утверждать, что в США ничего не делается для устранения данной проблемы.

В 2005 году был принят закон "Energy Policy Act of 2005", обязавший DoE создать фонд коммерциализации технологий (Technology Commercialization Fund, TCF). В его задачу входит продление господдержки новых технологий до стадий, на которых технологиями всерьёз заинтересуются частники.

В 2019 финансовом году посредством TCF министерство распределило 24,3 миллиона долларов между 77 проектами. В 2020 финансовом году было выделено 33,6 миллиона долларов для 82 проектов.

Заявки на получение господдержки из TCF подаются ежегодно и могут быть от 100 тысяч до 1,5 миллиона долларов, длительность проектов может быть от 6 до 36 месяцев.

Министерство настоятельно рекомендует подателям заявок располагать негосударственными партнёрами, готовыми вложить в проект средства, примерно равные запрошенным у TCF. По мнению аудиторов GAO, это сдерживающий фактор, так как поиск подходящего частного партнёра является сложной задачей.

Второй сдерживающий фактор - малые объёмы финансирования посредством TCF.

Министерство обязано отчислять в фонд 0,9% от своего бюджета на прикладные НИОКР в области энергетики. Дефицит средств в 2020 финансовом году привёл к тому, что из 144 заявок, получивших итоговую сумму баллов выше среднего значения, удовлетворить получилось только 82.

Наконец, самый существенный сдерживающий фактор - вычислить объёмы финансирования, требующиеся для преодоления долины смерти, трудно, если вообще возможно.

Ширина долины зависит от самой технологии, от её зрелости, от готовности частного сектора платить за её внедрение, причём всё перечисленное ещё и меняется со временем.

Административные барьеры

В своём отчёте аудиторы отдельно остановились на сложностях административного характера, снижающих привлекательность партнёрства с нацлабораториями для многих частных компаний (в первую очередь, для малого бизнеса).

Требование о производстве в США. Для получения возможностей финансирования по линии DoE потенциальные частные партнёры должны согласиться на "существенное производство" ожидаемой продукции на территории США.

Исключение из данного требования возможно в тех случаях, если компании смогут предоставить убедительную информацию, показывающую, что производство в США невозможно, или если они сумеют убедить министерство в том, что производство за рубежом принесёт Соединённым Штатам "альтернативную выгоду".

Отказ от ответственности. В соглашениях о партнёрстве, которые подписываются с готовыми развивать новые технологии частными компаниями, есть стандартные формулировки об отказе от ответственности для правительственных учреждений и ведомств, а также для управляющих компаний нацлабораторий.

Иными словами, юридические риски, связанные с новыми технологиями, частники должны брать на себя, а далеко не каждая частная компания готова на это пойти.

Аудиторы, однако, отметили в своём отчёте, что DoE предоставило нацлабораториям "гибкость в согласовании или отмене положений о возмещении убытков, когда это необходимо".

Интеллектуальные права. По действующему законодательству, государственные учреждения США могут сотрудничать с частными компаниями и передавать последним права на созданную в ходе сотрудничества интеллектуальную собственность, однако сохраняют за собой право на её использование.

Известно, что многих частных инвесторов такой подход не устраивает, так как он не даёт им эксклюзивные права на продажу разработанных в рамках сотрудничества с правительством продуктов и технологий.

Более того, федеральное правительство США может при определённых условиях потребовать от частного партнёра передать лицензии на совместно разработанные продукты и технологии третьей стороне. Так может случиться, если частный партнёр прекратит деятельность по продвижению и использованию результатов совместной деятельности.

С точки зрения национальных интересов, подобный подход выглядит верным. Но для частников он представляет собой потенциальную угрозу потери контроля над результатами совместных работ.

Несовпадение интересов

Помимо проблем долины смерти и препятствий на пути привлечения частных партнёров, аудиторы GAO затронули в отчёте ещё одно важное обстоятельство. Интересы государственных исследователей (нацлабораторий) и энергетической отрасли далеко не во всём совпадают.

Для наглядности аудиторы проиллюстрировали свои выводы простой схематичной картинкой. В идеале нацлабораториям желательно сосредотачивать усилия в правой верхней четверти диаграммы, но на практике зачастую они работают в левой верхней четверти, имеющей низкую привлекательность для отрасли.

Щёлкните левой клавишей мыши для просмотра

В качестве примера аудиторы привели случай из практики нацлаборатории "Лоуренс Беркли".

Там была разработана технология солнечных панелей, более эффективно преобразующих солнечный свет в электроэнергию. Однако в общении с представителями отрасли выяснилось, что они намного более заинтересованы в технологии панелей с большим сроком службы.

"Благодаря этому опыту, исследователи и сотрудники, отвечающие за передачу технологий, узнали, что важно понимать потребности отрасли, прежде чем разрабатывать технологию", - пишут в своём отчёте аудиторы (вывод, достойный Captain Obvious).

Интерес к взаимному общению наблюдается у обеих сторон. Так, представитель одной из частных компаний заявил аудиторам, что видит ряд фундаментальных задач, которые могут быть решены в нацлабораториях, и эти решения могут превратиться в продаваемые технологии.

Один из чиновников, встречавшихся с аудиторами, сравнил общение науки и отрасли с футболом. Футбольная команда не может забивать гол в каждой атаке, но если её игроки не станут пасовать друг другу, то она не забьёт ни одного гола.

Аудиторы отметили следующие средства и методы, используемые DoE для сближения интересов нацлабораторий и отрасли:

• поддержка "Lab Partnering Service" - вебсайта, на котором размещена информация о более чем 150 экспертах в разных дисциплинах, описание почти 40 тысяч патентов и 200 лабораторных установок, а также истории успешного сотрудничества с частными инвесторами;

• проведение конференций с участием как нацлабораторий, так и частных компаний;

• координация научно-исследовательских программ, проводящихся в интересах отрасли;

• поощрение контактов между сотрудниками нацлабораторий, отвечающих за передачу технологий, с частными компаниями;

• организация различного рода образовательных курсов, помогающих сближению науки и отрасли.

Среди курсов аудиторы особо выделили программу "Energy I-Corps". Это программа иммерсивного обучения с добровольным участием, в рамках которых сотрудники нацлабораторий на протяжении двух месяцев общаются с наставниками и тренерами из отрасли.

Цель программы - помочь сотрудникам нацлабораторий определять ценность технологии для компаний, проводить интервью с потенциальными клиентами и разрабатывать планы коммерциализации.

Программа "Energy I-Corps" стартовала в 2015 году. За прошедшее время обучение по программе прошли 275 сотрудников нацлабораторий из общего числа свыше 20 тысяч сотрудников.

В комментариях к черновому варианту отчёта аудиторов министерство энергетики высказало точку зрения, что слишком активное вовлечение сотрудников нацлабораторий в программы, подобные "Energy I-Corps", будет отвлекать сотрудников от собственно исследовательской работы.

В ответ аудиторы предложили подобрать оптимальный компромисс между исследованиями и обучением.

Ключевые слова: Наука, Стратегия развития, США, Статьи


Другие новости:

В США теоретически могут появиться продлённые до 120 лет блоки

Так может произойти, если лицензию разрешат продлевать раз в 40 лет.

В Подольске открылась выставка, посвящённая 75-летию ОКБ "Гидропресс"

Выставка будет работать до 8 февраля 2021 года.

В мире статус действующего имеют 443 блока, статус строящегося 52 блока - PRIS

В Китае один "Дракон" пущен, восемь строятся.

Герой дня

Возвращение на Кукшиновскую площадку

Возвращение на Кукшиновскую площадку

А пока, как сказал местный житель, власти попросили жителей деревни беречь столбики геодезической разметки, оставшиеся после работ по выбору площадки.



ИНТЕРВЬЮ

Наталья Жданова

Наталья Жданова
Речь пойдёт о деятельности тех, кто продолжают свою работу на благо отрасли, но теперь уже не на своих прежних рабочих местах, а в составе общественных ветеранских организаций. И вот здесь-то их опыт, накопленные знания, критический анализ дают возможность поддерживать развитие отрасли.


МНЕНИЕ

AtomInfo.Ru

AtomInfo.Ru
Мощность микрореактора MARVEL составляет 100 кВт(т), или 18-25 кВт(э). Топливо - гидрид урана и циркония UZrHx. Обогащение - HALEU (до 19,75%). Максимальная загрузка урана в активной зоне - 30 кг.


Поиск по сайту: