AtomInfo.Ru


Малые реакторы - компенсации за ущерб

Владимир Рычин, AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 03.02.2021

Обсуждение перспектив широкого внедрения малых реакторов дошло до стадии... нет, пока ещё не стадии практической реализации, но до стадии внимания к второстепенным деталям, которые зачастую являются теми самыми оврагами, что портят нарисованные на бумаге гладкие планы.

Одна из таких деталей - возможные компенсации за ядерный ущерб от малых реакторов.

Требования конвенций

В мире выстроена разнородная, но всё же в достаточной степени стройная система определения максимальных размеров компенсаций. Но она ориентирована на традиционные большие АЭС, и для владельцев малых установок её требования могут оказаться неподъёмными.

Правила для компенсаций устанавливаются пятью основными конвенциями:

• Парижская конвенция об ответственности в отношении третьих лиц в области ядерной энергии (принята в 1960 году);

• пересмотренная Парижская конвенция (соответствует протоколу от 2004 года о внесении поправок в Парижскую конвенцию);

• Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб (1963 год);

• пересмотренная Венская конвенция (соответствует протоколу от 1997 года о внесении поправок в Венскую конвенцию);

• конвенция о дополнительном возмещении за ядерный ущерб (1997 год).

Конвенции устанавливают минимальные значения для максимальных компенсационных выплат операторов. Государства, участвующие в тех или иных конвенциях, могут при желании устанавливать свои пределы, но они должны быть не ниже записанных в конвенциях.

Пределы выплат в различных конвенциях установлены такими:

• Парижская конвенция - 15 миллионов специальных прав заимствования (СПЗ, или СДР); в 1990 году рекомендовано установить 150 миллионов СПЗ;

• пересмотренная Парижская конвенция - 700 миллионов евро;

• Венская конвенция - 5 миллионов долларов США на дату 29 апреля 1963 года (сейчас более 180 миллионов долларов);

• пересмотренная Венская конвенция - 300 миллионов СПЗ;

• конвенция о дополнительном возмещении - 300 миллионов СПЗ.


На момент публикации статьи (3 февраля 2021 года) обменный курс СПЗ к доллару составлял 1 СПЗ = 1,434960 долларов.

Легко убедиться, что, за исключением самой ранней Парижской конвенции, все остальные конвенции выставляют в качестве пределов компенсационных выплат суммы, сравнимые со стоимостью малых реакторов.

Национальные правила могут быть ещё жёстче. Так, в Германии, Швейцарии и Японии национальные размеры компенсаций за ядерный ущерб ничем не ограничены.

Посмотреть на национальные верхние пределы можно в обзорном документе на сайте OECD/NEA.

Вариант для малых

В октябре 2020 года на вебинаре ядерных страховщиков Химена Васкес-Майньян, возглавляющая в OECD/NEA отдел, который занимается вопросами права, отметила, что у владельцев малых реакторов есть дозволенный условиями конвенций выход.

Дело в том, что государство, на территории которого располагается ядерная установка, может принять во внимание её характер и возможные последствия от ядерного инцидента на ней.

Это позволяет государству установить меньшие верхние пределы ответственности оператора.

Два условия. Первое - меньшие пределы не могут быть ниже установленных конвенциями пороговых значений. Второе - государство обязано гарантировать, что при необходимости оно возьмёт на себя разницу в выплатах между бо́льшими и меньшими национальными пределами.

Для примера, как это требование формулируется в пересмотренной Венской конвенции.

2. Независимо от пункта 1 настоящей Статьи отвечающее за установку государство, учитывая характер ядерной установки или связанных с ней ядерных веществ и вероятные последствия инцидента, источником которого они являются, может установить более низкую сумму ответственности оператора при условии, что ни в коем случае никакая сумма, установленная таким образом, не будет менее 5 млн. СПЗ, и при условии, что отвечающее за установку государство обеспечивает выделение государственных средств до размеров суммы, установленной в соответствии с пунктом 1.

Пороговые значения для меньших пределов в различных конвенциях таковы:

• Парижская конвенция - 5 миллионов СПЗ;

• пересмотренная Парижская конвенция - 70 миллионов евро;

• Венская конвенция - 5 миллионов долларов США на дату 29 апреля 1963 года (сейчас более 180 миллионов долларов);

• пересмотренная Венская конвенция - 5 миллионов СПЗ;

• конвенция о дополнительном возмещении - 5 миллионов СПЗ.

Плавучие особенности

Применение меньших пределов компенсационных выплат станет для владельцев малых реакторов удачным вариантом.

Разработчики малых реакторных технологий настаивают на том, что их проекты обладают повышенной безопасностью - риски тяжёлых аварий малы, выбросы при инцидентах много меньше, чем у больших АЭС.

Следовательно, владельцы малых реакторов имеют хорошие шансы убедить свои государства снизить (в идеале до пороговых значений) пределы компенсаций за ядерный ущерб. Заметим в скобках - это также означает, что государства возьмут на себя часть рисков внедрения малых реакторов.

Но сказанное выше относится к малым реакторам наземного размещения, полностью подходящих под определения ядерных установок, сформулированные в конвенциях. А что можно сказать по поводу реакторов плавучих АЭС?

По мнению Химены Васкес-Майньян, ситуация с плавучими реакторами выглядит запутанной.

С одной стороны, многие эксперты сходятся во мнении, что стоящая на якоре плавучая АЭС юридически не отличается от наземной атомной станции - следовательно, она подпадает под условия конвенций.

С другой стороны, Венская конвенция "касается исключительно наземных ядерных установок, и в её статье I.1 j) из определения "ядерной установки" прямо исключается любой реактор, которым оборудовано средство морского или воздушного транспорта в целях использования его в качестве источника энергии для приведения в движение этого средства транспорта или для любой другой цели" (цит. по пояснительному тексту к конвенции, июль 2004 года).

Объясняется это просто - когда конвенцию писали, атомных станций на плавучих платформах не строили.

Отдельный вопрос - какую конвенцию применять при движении плавучей АЭС (своим ходом или на буксире)? Помочь могла бы принятая в 1962 году Брюссельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов. Но эта конвенция так и не вступила в силу.

Так что по теме ядерного ущерба от плавучих АЭС ядерным дипломатам и юристам ещё предстоит поработать.

Ключевые слова: Страхование, Малая энергетика, Статьи, Владимир Рычин


Другие новости:

В Подольске открылась выставка, посвящённая 75-летию ОКБ "Гидропресс"

Выставка будет работать до 8 февраля 2021 года.

В мире статус действующего имеют 443 блока, статус строящегося 52 блока - PRIS

В Китае один "Дракон" пущен, восемь строятся.

Первый энергоблок БелАЭС выведен на 100% мощности

Тепловая мощность - 3200 МВт(т); электрическая - 1170 МВт(э).

Герой дня

Первый Дракон введён

Первый Дракон введён

Блок №5 АЭС "Fuqing" с реактором "Hualong One" введён в коммерческую эксплуатацию. Об этом 30 января 2021 года сообщила китайская корпорация CNNC.



ИНТЕРВЬЮ

Наталья Жданова

Наталья Жданова
Речь пойдёт о деятельности тех, кто продолжают свою работу на благо отрасли, но теперь уже не на своих прежних рабочих местах, а в составе общественных ветеранских организаций. И вот здесь-то их опыт, накопленные знания, критический анализ дают возможность поддерживать развитие отрасли.


МНЕНИЕ

AtomInfo.Ru

AtomInfo.Ru
Мощность микрореактора MARVEL составляет 100 кВт(т), или 18-25 кВт(э). Топливо - гидрид урана и циркония UZrHx. Обогащение - HALEU (до 19,75%). Максимальная загрузка урана в активной зоне - 30 кг.


Поиск по сайту: