AtomInfo.Ru


Пэрриш Стейплз: это деликатный баланс

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 06.09.2011

В Москве проходит седьмая международная конференция по изотопам. В кулуарах конференции на вопросы корреспондентов РИА "Новости" и электронного издания AtomInfo.Ru ответил директор программы по сокращению угроз в Европе и Африке национального управления США по ядерной безопасности Пэрриш СТЕЙПЛЗ (Parrish Staples).

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕ ФОТО

Пэрриш Стейплз (справа), фото AtomInfo.Ru

Доктор Стейплз, вопрос по текущему состоянию программы перевода исследовательских реакторов с высокообогащённого на низкообогащённое топливо.

Этот вопрос стоит отдельно от проблемы производства молибдена-99 и касается исследовательских реакторов в целом. В настоящее время выполняется глобальная программа по минимизации ВОУ.

В лице "Росатома" мы нашли горячего сторонника этой программы. Мы изучаем технические возможности конвертации шести реакторов в России. С академической точки зрения изучаются и другие возможные проекты по конвертации российских реакторов. Этим занимаются наши академии наук.

В дополнение к этому, в рамках нашей программы мы работаем с коллегами из других стран по переводу приблизительно 200 исследовательских реакторов во всём мире на НОУ. До сегодняшнего дня, мы выполнили конвертацию почти 70 реакторов. Эта работа ведётся в поддержку глобальных усилий по изъятию материалов, которые могут быть использованы в военных целях, из гражданского оборота.

Снижение обогащения не скажется ли негативно на темпах производства молибдена?

Нет, и это один из основных аспектов нашей программы. Мы осуществляем конвертацию исследовательских реакторов таким образом, чтобы они сохраняли свои характеристики после перехода на НОУ-топливо и могли бы решать такие же технические и научные задачи, как если бы они работали на уране высокого обогащения.

Это одна из трудностей, с которыми сталкивается наша программа конвертации реакторов. Мы должны быть уверены в том, что реакторы сохранят после перехода свои эксплуатационные качества. Но именно поэтому конвертация никак не влияет ни на производство изотопов, ни на другие технические задачи, для которых предназначаются исследовательские реакторы.

Есть ли успешные примеры перевода реакторов?

Да, есть два таких примера, когда исследовательский реактор (производитель молибдена-99) успешно перешёл с ВОУ-топлива на НОУ.

Первый случай - это реактор HFR в Нидерландах, входящий в число крупнейших поставщиков молибдена. Реакторную установку перевели на НОУ-топливо, и при этом её производительность была сохранена.

Второй пример - реактор "Safari-1" в Южной Африке, где также была выполнена смена топлива. Сейчас реактор находится в процессе замены мишеней. До сих пор для получения молибдена-99 они облучали мишени из ВОУ. Теперь они меняют их на мишени из урана низкого обогащения.

Важно добавить, и я сказал об этом в своём выступлении на седьмой международной конференции по изотопам, что они покрывают почти треть всех потребностей медицинского сообщества Соединённых Штатов в молибдене-99.

А что в этой связи Вы можете сказать по поводу канадского реактора NRU?

Реактор NRU в Канаде применяет для производства молибдена-99 мишени из урана высокого обогащения. Что касается собственно топлива, то оно было заменено на топливо из НОУ лет десять назад.

Сегодня в реакторе NRU не используется топливо из урана высокого обогащения (свыше 20%), реактор работает на НОУ-топливе и при этом сохраняет свою производительность по изотопам.

Но в мишенях, как я уже сказал, по-прежнему есть высокообогащённый уран. Основная проблема, почему они вынуждены так поступать, связана со спецификой химических процессов, применяемых для извлечения наработанного радиоизотопа из материала мишени.

Нам придётся приложить немало усилий совместно с производителями для того, чтобы полностью закончить перевод на НОУ производственного процесса получения молибдена в реакторе NRU. При этом, надёжность поставок молибдена-99 медицинским учреждениям не должна пострадать.

Это довольно-таки деликатный баланс. Совсем недавно мы сталкивались с перебоями в поставках, и мы не хотим, чтобы эта история повторилась в будущем.

Пэрриш Стейплз (справа), фото AtomInfo.Ru

Что по поводу американских планов по производству изотопов?

Я уже отмечал в своём выступлении на 7МКИ, что у нас есть четыре коммерческих организации, заключивших партнёрство с правительством Соединённых Штатов. Мы (правительство) выделяем им определённое финансирование.

Каждая из четырёх коммерческих организаций предлагает собственный технологический путь для налаживания производства изотопов. Кто-то говорит о реакторах, кто-то - об ускорителях, но у всех них есть общая цель, а именно, производить значительные объёмы молибдена-99 для медицинского потребления.

Вы будете строить новые реакторы для наработки изотопов или планируете использовать мощности старых реакторов?

В процессе государственно-частного партнёрства, о котором я только что сказал, не предполагается строительство новых реакторов. По крайней мере, в том понимании, которое обычно вкладывается в понятие нового реактора.

Одно из наших предприятий работает совместно с компанией "Babcock & Wilcox", разрабатывающей проект жидкосолевого реактора - системы для производства молибдена-99. С точки зрения лицензирования, это новый реактор, и он должен пройти сертификацию в комиссии по ядерному регулированию (NRC) США. Но он очень мал по сравнению с тем, что обычно понимают под исследовательским реактором.


О проекте компании B&W - см. http://atominfo.ru/news/air6124.htm.

Есть и другие проекты, ведущиеся параллельно нашим усилиям по поддержке развития изотопного сектора. Некоторые частные компании занимаются ими самостоятельно, без помощи государства. Они работают над возможностями использования действующих в США исследовательских реакторов для производства молибдена-99.

Не обсуждает ли правительство США возможность введения инструментов для ограничения доступа на американский рынок различной изотопной продукции в большом объёме? Допустим, пошлины?

В Соединённых Штатах ведутся дискуссии по теме обеспечения надёжности поставок медицинских изотопов. Этой же проблемой занимается и организация экономического сотрудничества и развития (OECD), международная экономическая организация, объединяющая в своих рядах развитые страны.

Эксперты OECD назвали в числе важнейших факторов, которые влияют на нынешнее состояние надёжность поставок, субсидии от правительств, не позволяющие повторное инвестирование в инфраструктуру.

Мы в Соединённых Штатах пытаемся понять, как мы можем осуществить нашу "четырёхединую" (с участием четырёх коммерческих организаций) программу по восстановлению изотопного сектора и одновременно обеспечить надёжность глобальных поставок медицинских радиоизотопов.

Ключевые слова: Исследовательские реакторы, Молибден-99, США, Интервью


Другие новости:

Теплообменники контура теплоносителя доставлены на площадку реактора IR-40 - доклад МАГАТЭ

Теплообменники контура замедлителя смонтированы.

Энергопуск АЭС "Бушер" состоится в сентябре в присутствии главы Минэнерго РФ

Точная дата мероприятия сейчас согласовывается.

Топливо компании "Westinghouse" начали использовать на 2-м энергоблоке Южно-Украинской АЭС

Особенностью ремонтной кампании стала загрузка в его активную зону 42-х топливных кассет транснациональной компании "Westinghouse".

Герой дня

Александр Бычков

Александр Бычков: МАГАТЭ может встать над любым спором

Давайте рассуждать прямо. Сил у самого агентства не так много. Мы слышим со всех сторон - агентство должно то, должно это… А вы посмотрите, сколько у нас людей.



ИНТЕРВЬЮ

Людвиг Литвинский

Людвиг Литвинский
Потребность в таких реакторах для Украины возникнет не ранее 2030 года - по исчерпании национальных запасов природного урана, то есть опять-таки поколение спустя.


МНЕНИЕ

AtomInfo.Ru

AtomInfo.Ru
Так на что же следует опираться - на реакторы или ускорители? Опираться надо на всё, считает заместитель генерального директора МАГАТЭ Александр Бычков.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100