AtomInfo.Ru


Проблема вывода из эксплуатации ЯРОО

Smith, для AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 18.07.2014


Мы публикуем статью, подготовленную для электронного издания AtomInfo.Ru, давним активным участником нашего форума. По его просьбе, в авторстве указывается только его ник на форуме Smith.

Статья подготовлена на основании материалов выступлений представителей госкорпорации "Росатом" на публичных мероприятиях в 2012-2014 годах.

Концептуальные подходы

Действующая "Концепция по выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения" была утверждена генеральным директоров госкорпорации "Росатом" С.В.Кириенко в феврале 2008 года.

Согласно этому документу, вывод из эксплуатации ядерных и радиационно опасных объектов (ЯРОО) - это деятельность (комплекс организационных и технических мероприятий), осуществляемая после окончательного останова ЯРОО, исключающая его использование по целевому проектному назначению и направленная на обеспечение безопасности работников (персонала), населения и окружающей среды, вплоть до достижения обоснованного и определённого проектом вывода из эксплуатации конечного безопасного состояния объекта.

Концепцией предусмотрено несколько вариантов приведения объекта в требуемое конечное состояние (возможна комбинация указанных ниже вариантов).

Ликвидация ЯРОО - вариант вывода из эксплуатации ЯРОО, предусматривающий дезактивацию оборудования, зданий и сооружений, ликвидацию радиоактивных загрязнений до приемлемого в соответствии с нормами уровня, демонтаж оборудования, систем, конструкций и строительных сооружений, содержащих радиоактивные вещества и материалы, удаление всех радиоактивных отходов с площадки ЯРОО, а также реабилитацию площадки ЯРОО в целях дальнейшего использования.

Создание объекта окончательной изоляции (захоронения) на месте расположения выводимого из эксплуатации ЯРОО (консервация) - вариант вывода из эксплуатации ЯРОО, предусматривающий локализацию радиоактивно загрязнённых компонентов оборудования, строительных конструкций или РАО на месте с созданием необходимых физических барьеров, исключающих несанкционированный доступ в зону локализации и нерегламентированный выход радиоактивных веществ в окружающую среду.

Конверсия ЯРОО - комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на изменение целевого назначения основных сооружений, зданий, инженерных систем и оборудования ЯРОО для ведения иных видов практической деятельности, в том числе в области использования атомной энергии. По сути, конверсия - это частный случай ликвидации объекта.


Вариант с ликвидацией неформально называют выводом до зелёной площадки. Вариант с конверсией - до коричневой площадки. - Прим. AtomInfo.Ru.

Более чётко все выводимые из эксплуатации ЯРОО можно описать следующим образом:

- по варианту отложенной ликвидации выводятся ядерные установки, имеющие оборудование с наведённой активностью, а именно: энергоблоки АЭС, исследовательские реакторы;

- по варианту "создание объекта окончательной изоляции" выводятся объекты, отнесённые к категории "особые (неудаляемые) РАО", а именно: бассейны-хранилища ЖРО, промышленные реакторы, хвостохранилища;

- по варианту немедленной ликвидации выводятся все остальные ЯРОО.

Рис.1. Типы ЯРОО, подлежащие выводу из эксплуатации.
Щёлкните левой клавишей мыши для просмотра.

Рис.2. Различные варианты вывода АЭС из эксплуатации.
Щёлкните левой клавишей мыши для просмотра.

Для ЯРОО, находящихся на различных стадиях своего жизненного цикла, предполагается применение различных подходов к организации деятельности по выводу из эксплуатации.

Для вновь проектируемых объектов - конкретизация конечного состояния объекта и окружающей среды, сроков его достижения; определение стоимости работ по выводу из эксплуатации и обязанностей будущих собственников ЯРОО, в том числе финансовых.

Это позволит обеспечить функционирование механизма необходимых отчислений на вывод из эксплуатации объекта с момента его пуска.

Для эксплуатируемых объектов - проведение в фиксированный срок работ по определению конечного состояния ЯРОО, оценке затрат на вывод его из эксплуатации, обоснованию разделения ответственности между прежними и нынешним собственниками в части будущих затрат на вывод из эксплуатации, с установлением соответствующих источников средств на вывод его из эксплуатации.

Для ранее остановленных объектов - создание правовых предпосылок, обеспечивающих возможность выбора безопасных и экономически эффективных вариантов реализации завершающей стадии жизненного цикла, а также возможность привлечения финансовых средств, отчисляемых на вывод из эксплуатации действующих ЯРОО и создания иных стимулов привлечения инвестиций на вывод из эксплуатации.

Основные проблемы и пути их решения

Прежде всего, следует отметить, что к 2030 году планируется проводить работы по выводу из эксплуатации на колоссальном количестве самых разнообразных объектов:

- 18 энергоблоков АЭС;

- 13 промышленных уран-графитовых реакторов;

- 24 исследовательских реактора;

- другие объекты, решения по которым необходимо принять в ближайшее время (промводоемы, хвостохранилища, пункты хранения и т.д.)

В то же время, проблемы, которые необходимо решить в самое ближайшее время для построения эффективной отраслевой системы вывода из эксплуатации ЯРОО, формулируются следующим образом:

- отсутствие (неполнота) нормативной правовой базы, регулирующей вывод из эксплуатации;

- отсутствие долгосрочной (стратегической) программы по выводу из эксплуатации, а также достоверной оценки необходимого для её реализации объёма финансовых средств, закрепления ответственности государства;

- отсутствие возможности заключения контрактов на условиях "под ключ";

- отсутствие современного информационного обеспечения поддержки работ по выводу из эксплуатации ЯРОО;

- отсутствие необходимой инфраструктуры обращения с РАО;

- отсутствие конкурентного рынка услуг по выводу из эксплуатации.

До 2015 года запланировано выполнение следующих мероприятий:

- проведение инвентаризации ЯРОО с учётом унификации понятия "Ядерно и радиационно опасный объект", формирование государственного реестра ЯРОО;

- разработка по всем объектам, выводимым из эксплуатации в период 2016-2025 годов, программ и проектов вывода из эксплуатации;

- принятие федерального закона, регулирующего отношения по вопросам вывода из эксплуатации, в котором будут определены границы и закреплена ответственность государства за вывод из эксплуатации "объектов наследия", а также решены вопросы собственности на эти объекты и т.д.;

- разработка и утверждение стратегического плана-графика (программы) вывода из эксплуатации ЯРОО с учётом критериев приоритетности с определением ежегодного обоснованного финансирования;

- формирование государственной системы управления выводом из эксплуатации.

Что касается синхронизации с единой государственной системой обращения с РАО, которая создаётся в рамках принятого в июле 2011 года федерального закона "Об обращении с РАО" (ФЗ-190), то по отношению к варианту вывода из эксплуатации "ликвидация" принципиальных проблем не возникает.

В частности, до создания необходимых мощностей для окончательного захоронения предполагается размещение РАО, возникающих при выводе из эксплуатации ЯРОО, на площадках временного хранения.

Что же касается варианта "захоронение на месте", то планируется, что работы по данному варианту будут скоординированы с предусмотренным в ФЗ-190 процессом обращения с "особыми РАО".

В частности, проект вывода из эксплуатации по данному варианту должен предусматривать создание "пункта консервации особых РАО" в качестве конечного состояния ЯРОО.

Относительно процесса синхронизации системы вывода из эксплуатации ЯРОО с системой обращения с ОЯТ следует сказать, что:

- в зону ответственности системы обращения ОЯТ в процессах вывода из эксплуатации входит удаление кондиционного и дефектного топлива с объектов, подлежащих выводу, в то время как удаление просыпей ядерного материала входит в зону ответственности системы вывода из эксплуатации;

- необходима разработка согласованного плана-графика вывоза ОЯТ с выводимых из эксплуатации объектов на среднесрочную (2016-2025 годы) и долгосрочную перспективу.

- необходимо предусмотреть корректировку действующей нормативной базы с целью возможности начала работ по выводу при условии наличия ОЯТ и ядерного материала на выводимом объекте.

Финансирование работ по выводу из эксплуатации

Укрупнённая оценка необходимых финансовых средств на вывод из эксплуатации всех ядерно и радиационно опасных объектов Российской Федерации составляет порядка 100 миллиардов долларов США.

Из этой суммы к категории "ядерное наследие", за которой закрепляется ответственность государства, можно отнести порядка 70%.

Оценка стоимости вывода из эксплуатации ЯРОО осуществляется по следующему алгоритму последовательных шагов.

1. Классификация объектов, выделение объектов-эталонов.

2. Выбор варианта вывода из эксплуатации для каждого типа объекта.

3. Определение набора работ в рамках выбранной концепции вывода.

4. Создание модели оценки обязательств для каждого объекта.

5. Расчеты недисконтированной величины обязательств по выводу из эксплуатации.

6. Определение текущей стоимости обязательств по выводу из эксплуатации.

Таким образом, при оценке обязательств по выводу из эксплуатации выделяются типовые объекты, для которых рассчитывается соответствующая стоимость работ, а для остальных объектов применяются поправочные коэффициенты.

В настоящее время финансирование работ по выводу из эксплуатации осуществляется через следующие источники:

- федеральный бюджет Российской Федерации, т.е. через соответствующие федеральные целевые программы (период действия текущей программы - до 2015 года, формируется программа до 2025 года);

- специальные резервные фонды (до 2012 года отчисления ОАО "Концерн Росэнергоатом" составляли 1,3%, а с 2012 года - 3,2% выручки от реализации электрической и тепловой энергии);

- собственные средства предприятий;

- средства частных инвесторов (незначительные).

Ключевые слова: Вывод из эксплуатации, Россия, Статьи, Smith


Другие новости:

"Росэнергоатом" намерен осуществить пуски АЭС в 2014 году своевременно, несмотря на риски с поставками из Украины

Пока мы не ощущаем и не испытываем реальных проблем поставок с украинских предприятий.

Росатом 23 июля может подписать прединвестиционное соглашение на сооружение АЭС в Иордании

Параллельно готовятся два документа.

Госкорпорация Росатом объявляет о кадровых изменениях в "Uranium One Holding" и "Uranium One Inc."

Вадим Живов покидает посты президента.

Герой дня

Иван Васильченко

Иван Васильченко: ТВС-2М и далее

Поэтому мы пошли другим путём. Наши решётки сотовые, образованы сваркой специально сформированных ячеек, привариваются только к направляющим каналам. С твэлами не контактируют, поэтому фреттинг-износ в этих местах исключён.



ИНТЕРВЬЮ

Михаил Быков

Михаил Быков
Возьмём, к примеру, финский надзор STUK. Мы просто не сможем взять беленский реактор и поставить в Финляндию, потому что у финнов есть требование - они наблюдают весь процесс изготовления корпуса реактора, начиная от закупки шихты.


МНЕНИЕ

Smith

Smith
Направление быстрых реакторов с натриевым теплоносителем в рамках ESNII позволит Европе развить уже имеющийся опыт проектирования и эксплуатации инновационных реакторных технологий, адаптированных к потребностям энергетики будущего, включая требования по безопасности.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100