AtomInfo.Ru


Валентин Смирнов: кругозор молодых учёных - будущее научно-технической культуры атомной отрасли

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 12.02.2014

С 1 по 15 декабря 2013 года на базе ГНЦ РФ - ФЭИ прошёл третий модуль Высшей школы физики Госкорпорации "Росатом".

В кулуарах мероприятия на вопросы электронного издания AtomInfo.Ru ответил заместитель генерального директора ЗАО "НИИ", научный руководитель по электрофизическому блоку, академик РАН Валентин СМИРНОВ.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕ ФОТО

Валентин Смирнов, фото предоставлено ГНЦ РФ - ФЭИ

Валентин Пантелеймонович, в декабре в стенах ГНЦ РФ - ФЭИ прошёл третий модуль Высшей школы физики. Расскажите, пожалуйста, что это за школа.

У нас в "Росатоме" возникла потребность в подготовке молодых специалистов, проработавших в отрасли несколько лет и активно проявивших себя, как людей с широким диапазоном знаний. Иными словами, перед нами стоит задача, как из нашей молодёжи сформировать тот пласт специалистов, которым в будущем суждено определять научно-техническую культуру атомной отрасли.

Именно поэтому, прежде всего необходимо способствовать расширению диапазона профессиональных знаний молодых учёных. Так в научном блоке госкорпорации "Росатом" и родилась идея Высшей школы физики.

Организационно учёба в нашей школе выглядит следующим образом. Слушателей не отрывают от их основной деятельности. Модули школы, продолжительность каждого из которых - до двух недель, представляют курсы лекций по различным областям науки. Наставники нашей школы - это учёные высшего уровня в России.

Скажу сразу. То, что преподаётся в Высшей школе физики, может на первый взгляд казаться далёким от непосредственных задач, которыми наши слушатели занимаются на своих рабочих местах. Но, приобретая новые знания и новые понимания, наши молодые коллеги получают возможность их применения в области своей научной деятельности.

Мы же, основатели ВШФ, будем чувствовать отдачу от своей работы, когда молодые специалисты смогут не только применять полученные знания, но и предлагать нестандартные решения задач.

В "Росатоме" работа ВШФ считается очень важной. Действительно, вспомните, как развивалась атомная отрасль в нашей стране.

Начинать отечественный атомный проект пришли люди со стороны. Они не знали ничего о бомбе или физике ядра - им просто неоткуда было об этом узнать. В тяжелейших послевоенных условиях наша отрасль была создана с нуля. Это стало возможным за счёт широкого кругозора привлечённых к атомному проекту специалистов.

Атомный проект по праву является достижением наших предшественников. Часто доводится слышать: "Ну, они взяли документацию по бомбе из Америки". Да если бы и взяли - неподготовленные, необразованные люди, не обладающие научным кругозором, ничего с этой документацией они сделать бы не смогли.

Нам обязательно нужно сохранять и поддерживать в "Росатоме" особую категорию людей с широкими познаниями. Высшая школа физики - один из механизмов, предназначенных для решения этой задачи.

Кто выступает в качестве организатора школы?

Инициативу с проведением Высшей школы физики взял на себя Блок по управлению инновациями госкорпорации, но работа проводится в тесном взаимодействии и с другими блоками "Росатома".

На занятиях школы, фото предоставлено ГНЦ РФ - ФЭИ

Какие предприятия задействованы в школе?

Сегодня мы базируемся на четырёх предприятиях - ФГУП "ГНЦ РФ - ФЭИ", ФГУП "ГНЦ РФ - ТРИНИТИ", ФГУП "РФЯЦ - ВНИИЭФ" и ФГУП "РФЯЦ - ВНИИТФ". Выбор площадок для обучения обусловлен тем, что уклон школы направлен в сторону теоретической физики. Мы привлекаем специалистов из тех предприятий "Росатома", которые в наибольшей степени соответствуют заданному направлению.

По какому принципу отбираются слушатели?

Это принципиально важный вопрос. Для управления школой был создан научный совет. В него входят, в частности, академик Е.Н.Аврорин, член-корреспондент В.П.Незнамов, академик Ю.М.Каган из Курчатовского института, профессор А.Н.Старостин из ТРИНИТИ, гендиректор ФЭИ А.А.Говердовский. Активное участие в формировании концепции ВШФ и дальнейшем сопровождении ее работы принимают академики Р.И.Илькаев и Г.Н.Рыкованов.

Научный совет школы решает не кого учить, а чему учить, какие курсы предлагать. Отбор слушателей ведётся на уровне институтов. Ответственность директоров и руководства предприятий - кого из наиболее активных молодых людей рекомендовать для учёбы в высшей школе.

Наибольшее количество мест слушателей ВШФ этого выпуска мы предоставили для ВНИИЭФ и ВНИИТФ. Они представляют по семь человек, в то время как институты Блока по управлению инновациями - по три.

То есть, количество слушателей ограничено?

Да, разумеется. Так сделано намеренно. Поставьте себя на место преподавателя. Он может, конечно, вещать на аудиторию из сотни или более слушателей. Так можно, и так зачастую поступают наши коллеги. Но когда слушателей немного, то у них появляется больше времени для обратной связи. Образуется непосредственный контакт "преподаватель-слушатель".

И ещё один момент. Не забывайте, что наши слушатели - это реальные сотрудники предприятий "Росатома". И это может создавать определённые затруднения. Поставьте себя на место непосредственного начальника. У него есть молодой перспективный специалист, которого два раза в год необходимо отпускать на 14 дней для участия в модулях ВШФ. Поэтому мы ищем определённый компромисс, оптимум по количеству слушателей: так, чтобы и обучение им на пользу шло, и основная работа не страдала бы.

А действительно, почему обнинский модуль проводился в декабре, а в не начале года? Или не в октябре или ноябре?

Декабрь - месяц отчётов, а слушатели ВШФ - активные участники работ на своих предприятиях. Мы стараемся учитывать это в расписании работы ВШФ. В этот раз, к сожалению, не получилось в силу организационных причин, и третий модуль пришёлся на декабрь. Но в принципе мы ориентируемся на такие спокойные месяцы, как апрель и октябрь.

Сколько всего модулей в школе?

Четыре модуля. А вся программа рассчитана на два года. Мы уверены, что школа будет постоянно действующей, и молодые специалисты "Росатома" будут на регулярной основе проходить её курсы.

В декабре 2013 года в Обнинске прошёл третий модуль. Четвёртый, заключительный модуль запланирован на апрель 2014 года в Троицке. В качестве преподавателей приглашены ведущие астрофизики. Мы запланировали очень интересные темы курсов, например, по тёмной материи.

Участники школы, фото предоставлено ГНЦ РФ - ФЭИ

Получат ли слушатели аттестаты или сертификаты по окончанию школы?

Каждый слушатель ВШФ получит сертификат о прохождении обучения. Но самое главное - в другом. Казалось бы, прослушал человек курсы, ну и что? А ведь на самом деле у него резко расширился научный кругозор.

И если научные руководители и директора институтов, из которых прибыли слушатели, люди умные - а у нас в "Росатоме" это так и есть! - то они обязательно будут учитывать, что такие-то и такие-то молодые специалисты теперь после окончания высшей школы физики могут многое. От них можно и получать теперь больше по работе, и оценивать их, и поощрять соответственно.

Формальных оценок у нас нет. Зато есть неформальные выводы. Естественно, что лекторы отмечают тех слушателей, кто активно интересуется знаниями, задают разумные вопросы. Я бы сказал просто - слух о перспективных ребятах ползёт, и они получают дополнительные бонусы для профессионального и карьерного роста.

В России, как в системе "Росатома", так и вне её, есть и другие примеры мероприятий, на которых можно расширить свой кругозор - скажем, семинары, устраиваемые в Курчатовском институте. Не планирует ли школа объединить с ними усилия?

Всё-таки, это разные вещи. Семинар - это место, где заслушивают оригинальные сообщения о выполненных исследованиях. Конечно, на семинарах бывают и обзоры. Но обзор - мероприятие разовое, рассчитанное на один день.

В школе мы делаем упор на курсы из шести лекций с возможностью задавать вопросы. По опыту первых двух модулей мы знаем, что работа на курсах идёт очень активно. Выглядит это так: до обеда лекция, а после обеды вопросы. И прямо скажу, что лекторам на "послеобеденной" части не позавидуешь.

Все лекции записываются. После завершения полного курса они будут подготовлены к печати и изданы. На наш взгляд, должна получиться интересная и полезная книга. И я не исключаю, что со временем она будет переведена и на другие языки.

Спасибо, Валентин Пантелеймонович, за интервью для электронного издания AtomInfo.Ru.

Ключевые слова: Кадры, Госкорпорация Росатом, ФЭИ, Интервью


Другие новости:

Аргентина стартовала проект CAREM-25

Строится демонстрационная установка.

Президент Венгрии подписал закон о расширении АЭС "Пакш"

Закон не противоречит венгерской конституции.

В мире действует 435 атомных энергоблоков - PRIS

На стадии строительства - 71 блок.

Герой дня

Памяти О.Д.Казачковского

Памяти О.Д.Казачковского

10 января 2014 года ушёл из жизни Олег Дмитриевич Казачковский - последний представитель славной плеяды тех, кто в конце 1940-ых годов стоял у истоков создания Лаборатории "В", носящей ныне название Государственный научный центр Российской Федерации - Физико-энергетический институт.



ИНТЕРВЬЮ

Бедржих Гержмански

Бедржих Гержмански
Чётко определить, какой безопаснее, не могут даже специалисты. В системе оценки в CEZ работает сто человек. Есть 2000 критериев к проекту. Каждый критерий оценивает группа учёных: выполнен ли он или нет, при этом критерии основаны на требованиях европейских атомных компаний.


МНЕНИЕ

Smith

Smith
Существенное увеличение затрат на обращение с РАО, связанное с переходом к концепции обязательного захоронения отходов. Это увеличение зачастую превышает рентабельность той деятельности, в результате которой образуются РАО.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100