AtomInfo.Ru


MOX-завод в Саванна-Ривер - строительство, сырьё, клиенты

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 14.02.2011

Спустя пять лет после выемки первого кубометра грунта, проект, носящий принципиальное значение для американской программы по нераспространению и стоящий 4,86 миллиарда долларов, по-прежнему стоит перед нелёгкими задачами, пишет "Augusta Chronicle".

Сооружение завода по производству MOX-топлива ведётся неплохими темпами. Но неизвестно, будет ли у завода достаточно сырья, и неизвестно, будет ли спрос на его продукцию.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕ ФОТО

Работы на основном здании MOX-завода, фото Augusta Chronicle

Нехватка клиентов

Комплекс по изготовлению MOX-топлива для тепловых реакторов, или MOX-завод, нужен Америке для утилизации оружейного плутония, признанного избыточным для целей обороны и высвободившегося в ходе сокращения ядерных вооружений. Такой плутоний предполагается использовать как топливо для энергетических реакторов.

Внутри хорошо охраняемого комплекса всё идёт почти по плану. Сложности начинаются с внешней стороны периметра. Правительство США никак не может подобрать клиентов, готовых покупать MOX-сборки.

Так было не всегда. В 2007 году компания "Duke Energy" согласилась с тем, что MOX-топливо подойдёт для её реакторов, и пообещала стать первым заказчиком на промышленную продукцию завода, выпуск которой начнётся в 2018 году. Но прошло всего два года, и "Duke" взяла обещание обратно.

Национальное управление по ядерной безопасности (NNSA) США постоянно ведёт поиск заинтересованных в покупке MOX-топлива. На сегодняшний день, самым привлекательным из потенциальных покупателей остаётся крупная компания TVA.

"У нас есть межведомственное соглашение, по которому TVA будет загружать MOX-топливо в свои реакторы числом до пяти… Одни только эти установки будут потреблять от 80% до 100% объёма продукции завода", - говорит Кен Бромберг, менеджер из программы NNSA по утилизации делящихся материалов.

Но у сторон до сих пор нет формального соглашения, а лучше - контракта. Подписание таких документов сейчас невозможно, так как не завершена подготовка дополнительного ОВОС по эффектам и последствиям применения MOX-топлива на американских АЭС.

"Мы настроены очень и очень положительно по отношению к TVA, но мы не можем на неё полностью полагаться. Они пока не приняли решения по использованию MOX-топлива. Мы надеемся, что это произойдёт в ближайшие полтора года", - говорит Бромберг.

TVA рассматривает перевод на частичную загрузку смешанным топливом двух реакторов АЭС "Секвойя" (Sequoyah) в штате Теннеси и трёх реакторов АЭС "Браунс Ферри" (Browns Ferry) в Алабаме. Первые два - реакторы под давлением, последние три - кипящие.

Ещё один клиент, о котором заговорили недавно - компания "Energy Northwest". Она располагает одноблочной станцией "Коламбия" (Columbia) в штате Вашингтон. Там эксплуатируется реактор BWR. Компания без лишнего шума более года изучала вопрос о MOX-топливе, а в этом году подписала первый документ, в котором говорится о готовности загрузить на станции опытную партию.

Консорциум "Shaw AREVA MOX Services", строящий завод, пообещал профинансировать исследовательскую программу сроком 18 месяцев в национальной лаборатории "Pacific Northwest". Лаборатория, в свою очередь, привлечёт к программе "Energy Northwest", а также альянс GE/"Hitachi".

Критики ставят под сомнение смысл использования MOX-топлива в энергетических тепловых реакторах. Инженеры "Energy Northwest" отвечают, что не нашли причин беспокоиться о качестве топлива.

"Мы считаем, что твэлы со смешанным уран-плутониевым оксидным топливом мало скажутся на эксплуатации АЭС "Коламбия", а тот эффект, что они внесут, может быть эффективным образом измерен и контролируем… Мы рассматриваем своё присоединение к программе как политическое решение, определяющее - станем мы или не станем лидерами в использовании MOX-топлива в водяных кипящих реакторах на территории США", - говорится в заявлении компании.

Естественно, что все слова о минимальном эффекте касаются только первого шага - загрузки небольшой опытной партии ТВС с MOX-топливом. Для коммерческих работ понадобятся значительные усилия и переделки.

Помимо TVA и "Energy Northwest", есть якобы и другие желающие эксплуатировать MOX. Но переговоры с ними не дошли до той стадии, когда о них стоило бы заявлять публично.

Нехватка сырья

На стройплощадке рабочие осваивают объёмы бетона и железа. А менеджеры ищут компромисс по месту расположения завода для разборки питов. Если данный завод не пустят в срок, то основное MOX-производство окажется без сырья.

Завод по демонтажу плутониевых сердечников (питов), или "Pit Disassembly & Conversion Facility", должен был быть построен непосредственно рядом с MOX-заводом. Но есть альтернативное предложение - использовать для завода пустующие здания на площадке реактора "K". В министерстве энергетики просят менеджеров проекта поторопиться с выбором места.

В марте прошлого года главная бухгалтерская служба США (GAO, аналог российской Счётной палаты) высказала резонные сомнения - будет ли, в конце концов, выбрано место для завода по разборке питов, и будет ли этот завод построен в срок?

Более того, аудиторы высказали свою предельно ясную точку зрения - завода по демонтажу питов в срок не появится. Они рекомендовали немедленно разработать план по снабжению MOX-завода на первое время сырьём (плутонием) из других источников.

Разумеется, Кен Бромберг ни на минуту не сомневается в том, что плутония для старта работы завода будет достаточно. Возможно, он прав.

"У нас есть более четырёх тонн плутония, запасённого на реакторе "K" в Саванна-Ривер. Этот плутоний был доставлен из Лос-Аламоса и Роки Флэтса. Мы сумеем обеспечить MOX-завод сырьём даже в том случае, если он заработает завтра", - говорит Бромберг.

Другой альтернативный источник сырья - национальная лаборатория в Лос-Аламосе. Там создана новая методика для разборки питов, и там реально организовать небольшое производство с выходом до двух тонн плутония за несколько лет.

Проектная производительность MOX-завода - переработка в топливо до 3,5 тонн плутония в год. Общее количество оружейного плутония, подлежащего переработке согласно российско-американскому соглашению СОУП - 34 тонны. Американская квота может быть в дальнейшем увеличена в одностороннем порядке. Россия также утилизирует у себя 34 тонны своего плутония - она это сделает в быстрых реакторах.

Строительство по графику

С точки зрения строительства завода, программа выполняется успешно, подтверждает директор федерального проекта MOX Клей Рэмси.

"Основное здание, или бетонное сооружение, предназначенное для размещения оборудования и технологических линий, вышло за отметку две трети. С одного угла, здание начали подводить под крышу. Но треть работы ещё осталось", - добавляет Рэмси.

На площадке трудится 1800 человек. Прошлой осенью их было 2100. Снижение численности обусловлено зимой - в холодную погоду труднее и опаснее выходить в ночные смены. Как только потеплеет, количество людей на площадке вновь возрастёт.

На самом деле, MOX-завод представляет собой комплекс из 16 зданий. Из них, 11 уже построены. По графику, ввоз на территорию объекта делящихся материалов произойдёт в октябре 2016 года, но это может случиться и раньше, если будет получено добро от вышестоящих органов.

MOX-завод будет выдавать продукцию для коммерческих АЭС. По этой причине, его инспектируют и контролируют сотрудники комиссии по ядерному регулированию (NRC) США.

Старт опытно-промышленной эксплуатации MOX-завода - 2016 год. Но до перехода к коммерческому производству понадобится два года.

"Будет длительная комплексная программа испытаний и сертификаций всех элементов технологического процесса, в которой примут участие наши специалисты и эксперты NRC, а также представители компаний-заказчиков. Мы ожидаем отгрузки первой партии продукции осенью 2018 года", - сказал в заключение Рэмси.

Ключевые слова: ЯТЦ, MOX-топливо, США


Другие новости:

AREVA предлагает европейский кредит под свои объёмы на Белене - Трайков

Французская группа предложила болгарскому правительству кредит на сумму 1,5 евро.

Срок службы FBTR продлён на 20 лет

Индийский "БОР-60" останется в строю на половинной мощности, индийский "МБИР" будет мощностью 300 МВт.

Регуляторы Франции сообщили о событии уровня 1 на 34 блоках

Погрешность измерения расходов воды в системе RIS на блоках 900 МВт(эл) слишком велика.

Герой дня

Алеш Йон

Алеш Йон: слишком рано говорить об ALLEGRO

В конце концов, речь идёт о типе реактора, который работает на быстрых нейтронах, с температурами порядка 800°C и более, с гелием как охлаждающим теплоносителем. Речь идёт просто о вообще непроработанной технологии.



ИНТЕРВЬЮ

Владимир Шишкин

Владимир Шишкин
Другое новшество - интегральная компоновка. Я бы сказал: "Настоящая интегральная компоновка". Всё, абсолютно всё оборудование первого контура находится в едином плотном прочном корпусе парогенерирующего агрегата.


МНЕНИЕ

AtomInfo.Ru

AtomInfo.Ru
Наплавка нержавеющей сталью в западных парогенераторах делается со стороны первого контура. Речь идёт о нижней части парогенераторов.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100