AtomInfo.Ru


Вячеслав Лысаков: транспортабельные АЭУ, или новое - это хорошо забытое старое

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 29.11.2010

На вопросы электронного издания AtomInfo.Ru отвечает российский эксперт МАГАТЭ по программе ИНПРО Вячеслав ЛЫСАКОВ.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕ ФОТО

Вячеслав Лысаков, фото AtomInfo.Ru

Вячеслав Лысаков, фото AtomInfo.Ru

Вячеслав Николаевич, группа ИНПРО уже не первый год работает над документом по транспортабельным атомным энергетическим установкам. Что такое транспортабельные АЭУ?

Под транспортабельными установками мы понимаем блочные установки заводского изготовления, транспортируемые поблочно или в сборе по воде или по суше, монтируемые/устанавливаемые и работающие на подготовленных площадках, и таким же обратным процессом - удаляемые с этих площадок.

Такие установки создавались и испытывались во второй половине прошлого века в СССР и в США.

Главное отличие ТАЭУ от базовой атомной энергетики - они будут производиться по машиностроительным технологиям, скорее всего малосерийно, в диапазоне малых мощностей (до 300 МВт(эл.)) для локального или регионального энергоснабжения, тогда как АЭ больших мощностей создаётся в рамках строительного цикла и работает в крупномасштабных энергетических сетях.

Имеется в виду мирное применение транспортабельных АЭУ?

Да, конечно. Военное применение, включая ВМФ, мы в своем исследовании не затрагиваем, а рассматриваем только мирное использование ядерной энергии.

Как ставится задача?

Мы проводим экспертное исследование вопросов правового и институционального обеспечения транспортабельной АЭ. Это - универсальная задача, не связанная с конкретными технологиями ТАЭУ.

Что, по Вашему мнению, определяет актуальность темы сегодня?

В настоящее время просматривается интерес к рынку АЭС малых и средних мощностей. По шкале МАГАТЭ - это до 700 МВт(эл).

Более 60 стран заявили о своем интересе к использованию атомной энергетики. При этом очевидно, что для многих развивающихся стран строительство гигаваттных АЭС нецелесообразно. Нужна АЭ малых и средних мощностей.

В агентстве зарегистрировано уже более 50 проектов АС МСМ. И новые проекты продолжают появляться. Но не все проекты АС МСМ могут рассматриваться, как транспортабельные; скорее - станции малых мощностей.

Сегодня в России строится плавучая атомная тепло-электростанция "Академик Ломоносов" мощностью 70 МВт(эл.) с двумя реакторами ледокольного типа, которая будет использоваться для локального энергообеспечения в Дальневосточном регионе страны.

Несколько проектов АС ММ проходят в настоящее время лицензирование в Республике Корея, Японии, США.

В чем отличие транспортабельной атомной энергетики от традиционной?

Прежде всего, ожидается, что ТАЭУ позволят существенно сократить сроки введения в эксплуатацию. Другие преимущества покажет жизнь. Пока представляется возможным предположить, что ТАЭУ будет отличаться от традиционной АЭ больших мощностей следующими особенностями:

- малой мощностью;

- заводским производством;

- возможностью выключения из рабочего режима и передислокацией на другую площадку;

- специфическими (повышенными) требованиями с точки зрения нераспространения, безопасности, физической защиты и др.;

- минимизацией требования к государству-пользователю ТАЭУ и, соответственно, расширением ответственности производителя атомных энергетических услуг.

Я думаю, что в дальнейшем эти определения потребуют уточнения. Дело в том, что линейка мощностей, о которой мы сегодня говорим, слишком большая. На верхней границе линейки реакторы приближаются к традиционным стационарным установкам больших мощностей. Однако при использовании модульных конструкций, можно будет удовлетворять и достаточно высокие потребности.

В каких подходах рассматривается тема?

В принципе, эксперты согласились на сегодняшний день с тем, что национальное использование транспортабельной АЭ проблем не вызовет. В странах есть соответствующие национальные нормы, а если их нет, то они могут быть легко выработаны.

Вопросы к ТАЭУ возникают тогда, когда они выходят на международный рынок. В нашем исследовании мы анализируем два блока вопросов - юридического и институционального характера.

Для ТАЭУ мы смотрим две опции. Первая - основная часть установки изготавливается на предприятии, в неё загружается ядерное топливо, и в таком виде она доставляется к месту эксплуатации. Перегрузки топлива на площадке не предусматривается.

По сути дела, ядерная батарейка?

Можно и так сказать. При необходимости перезагрузки ЯТ весь блок будет изыматься с площадки, отправляться на завод-производитель и там перезагружаться.

Вторая опция - всё то же самое, но перегрузка топлива может проходить на месте эксплуатации.

Для каждой из двух опций рассматриваются три сценария:

- первый сценарий - производитель поставляет установку, а страна-получатель ее эксплуатирует;

- второй сценарий - производитель поставляет и эксплуатирует ТАЭУ;

- третий сценарий - так называемый аутсорсинг, когда производитель отвечает за всё.

Извините, разницы между вторым и третьим сценариями мы не поняли.

Разница следующая. В третьем сценарии государство-покупатель даёт возможность продавцу поставить станцию, эксплуатировать её, продавать электроэнергию и тепло. При этом абсолютно никакой ответственности ни за ядерный ущерб, ни за безопасность транспортабельной станции страна-покупатель не несёт. За всё полностью отвечает производитель.

То есть, по третьему сценарию мы привозим станцию на условные Далёкие Острова, и мы сами должны ее охранять, выплачивать компенсации в случае аварий, и тому подобное?

Абсолютно верно.

А по второму сценарию?

Во втором сценарии вы будете эксплуатировать станцию, но вам потребуется координировать ваши действия с правительственными органами данной страны - например, с регуляторами. Как правило, это сейчас видится в форме образования совместных предприятий, которые связаны с эксплуатацией, для того, чтобы облегчить вопросы лицензирования операторов, и так далее.

Третий сценарий требует от страны-покупателя наименьшей степени готовности к восприятию АЭ. Но он же выглядит и как самый труднодостижимый. Почему? Потому что никто не знает, например, каким образом решить вопрос отторжения от страны ответственности за возможный ядерный ущерб. И пока что нет чёткой юридической базы для этого.

Возьмем ваш условный пример. Даже если Далёкие Острова и согласятся передать вам ответственность за ядерный ущерб, то их соседи, скорее всего, будут очень сильно против этого возражать.

Какие видятся проблемы, сдерживающие развитие ТАЭУ?

Я бы сказал - вопросы для дальнейшей проработки.

Например, в области нераспространения. Видится замечательное решение для ТАЭУ - работа без перегрузок ЯТ на площадке. Работа с ЯТ только - в условиях производства или на базах обслуживания. Проблема нераспространения таким образом для ТАЭУ решается полностью.

Но для практической реализации такого подхода необходимо будет создать активную зону реактора ТАЭУ с ресурсом, приближающимся к межремонтному периоду основного оборудования (10 лет), и неизбежно - значительно более дорогостоящую, проэкспертировать возможности последующего обращения с глубоковыгоревшей активной зоной при транспортировках и рецикле в рамках существующих технологий, и т.д. и т.п.

Или - вопрос безопасности ТАЭУ. Можно предположить, что к ТАЭУ должны будут быть предъявлены повышенные требования по всем аспектам безопасности: ядерной, радиационной, по физической защите.

Что касается первых качеств, то в проектах ТАЭУ должна быть акцентирована т.н. внутренне присущая безопасность. Мы ориентируемся на инновационные схемы транспортабельных установок. А у них всё будет по-другому с точки зрения аварий. Некоторые из конструкций перспективных модульных реакторов вообще исключают те запроектные аварии, которые учитываются сегодня, например, для легководных установок.

В области ФЗ актуализируется задача заблаговременного обнаружения нарушителя и его "торможения" до прибытия сил быстрого реагирования. В-общем, нормативная база представляется достаточной, однако актуальными становятся иные элементы ФЗ, по сравнению с действующей АЭ.

Один из потенциальных западных производителей плавучих станций предлагает ставить на баржу с реактором зенитные пулемёты, чтобы защитить её от нападений с воздуха. Но встаёт вопрос - является ли тогда баржа c ЯЭУ мирным объектом, если она вооружена? Рассматриваете ли вы в своём документе такие казусы?

Пулемёты в любом случае не спасут. Прямо мы этого не пишем, но в ходе консультаций эксперты согласились с тем, что ТАЭУ возможно потребуют вооружённого сопровождения при транспортировке. Как это будет организовано, ответить я вам сейчас не могу.

Сложный вопрос - транспортные операции с ТАЭУ. Требуются изучение возможностей транспортировок, так сказать, "самоходом" и в этом случае вопрос стоит в определении возможности такого перемещения ТАЭУ с ЯТ в реакторе. Или - транспортировок ТАЭУ как опасного груза на специальных морских или сухопутных транспортных платформах. Всё это - с учетом возможности террористического воздействия. Также вопрос о разделении ответственности при транспортировке не имеет на сегодняшний день однозначного ответа.

А вот другой вопрос. В каком состоянии будет транспортироваться реактор?

В обеих опциях, выбранных нами для экспертизы, предполагается, что реактор будет проходить предпусковую проверку на заводе-изготовителе. К чему это приводит?

Хотя чёткого однозначного определения нет, но есть толкование, что реактор, будучи единожды пущенным, считается реактором, находящимся в эксплуатации. Вне зависимости от того, остаётся ли в нём после этого топливо или нет, продолжает ли он работать или находится в заглушенном состоянии. А законодательных норм по транспортировке работающих реакторов на сегодняшний день не существует.

Наша задача состояла в том, чтобы вскрыть подобные узкие места и показать, что нужно сделать для того, чтобы дать зелёную улицу транспортабельной АЭ с целью обеспечения доступа к услугам АЭ в развивающихся странах.

Поэтому предложения по продолжению работ внесены в проекты планов действий ИНПРО на 2012 - 2013 гг. и до 2016 года.

Из разговора с Вами у нас возникает представление, что итогом Вашей работы на этом этапе будет обозначение вопросов, требующих дальнейшей проработки?

Мы отмечаем, что есть такие-то и такие-то международные конвенции, договора, соглашения и практика, которые являются основой для правового и институционального обеспечения жизненного цикла ТАЭУ, но не во всём дающие сегодня однозначные положительные ответы. И есть перечень вопросов для дальнейшей проработки.

Складывается впечатление, что в реализации жизненного цикла ТАЭУ особо важное место займут межгосударственные соглашения в части защиты интересов третьих сторон, связанных с отдельными этапами ЖЦ, например, транспортировкой ТАЭУ. В дальнейшем мы расчитываем использовать опыт, имеющийся как в МАГАТЭ, так и в других международных организациях, имеющих отношение к этой области, для решения этой задачи.

Пользуясь случаем, хотел бы подчеркнуть, что наша работа над документом по ТАЭУ, в определённой степени, послужила стимулом для деятельности ряда департаментов МАГАТЭ.

В частности, на заседаниях комитета по стандартам безопасности предполагалось рассмотреть общие вопросы безопасности таких установок. В Департаменте безопасности (safety) есть группа, занимающаяся вопросами безопасности при транспортировке. У неё также возник интерес к проблематике ТАЭУ.

С одной стороны, это хорошо. Но я полагаю, что рассматривать проблему "в принципе" было бы полезно, а вот создавать сегодня какие-то международные стандарты по ТАЭУ, на мой взгляд, рановато. Создавать их нужно только после того, как разработчики определятся с наиболее целесообразным обликом таких установок, и, возможно, будет получен хотя бы какой-то национальный опыт в нескольких странах.

Мы в нашей группе видим целью развития транспортабельной АЭ создание ядерной батарейки, которая будет эксплуатироваться потребителем как чёрный ящик, без глубокого проникновения во внутреннюю суть аппарата. И достичь этой цели возможно только на основе инновационных технологий.

Конкретных проектов ТАЭУ, предполагаемых к практической реализации, пока не существует. Единственное исключение - российская плавучка с реакторами КЛТ. Это реальный проект, который шаг за шагом продвигается вперёд, к нему приковано всеобщее внимание. Но мы-то, прежде всего, держим в уме инновационные схемы! Это - не только водо-водяные реакторы, но и жидкометаллические на быстрых нейтронах, а возможно и другие типы реакторов. ИНПРО смотрит на достаточно далёкую перспективу.

Какими силами проводятся исследования?

Прежде всего, важно отметить, что экспертиза вопроса о правовом и институциональном обеспечении транспортабельных атомных энергетических установок задумана и осуществляется в рамках ИНПРО, поскольку речь идёт именно об инновационной атомной энергетике.

К работе привлечен широкий состав экспертов МАГАТЭ. Важный вклад в работу вносит российская "домашняя" команда. В период наработки материалов происходили регулярные международные встречи экспертов в МАГАТЭ.

Потенциальные потребители услуг ТАЭУ участвуют в исследованиях?

Несколько лет назад в МАГАТЭ был выпущен глобальный документ под названием "Основные вехи в развитии национальной инфраструктуры для атомной энергии" (Milestones in the Development of a National Infrastructure for Nuclear Power). В нём было обозначено 19 основных позиций, которые нужно обеспечить для создания условий нормального функционирования атомной энергетики.

В своей публикации мы сверяемся с этим документом. Например, какие выгоды может предложить транспортабельная АЭУ по сравнению со стационарным вариантом.

Мы всегда приглашали представителей государств-членов ИНПРО потенциальных потребителей услуг ТАЭУ на наши рабочие совещания, о которых я упоминал выше. Проект отчёта будет также разослан им для ознакомления и обсуждения. И, наконец, отчёт будет представлен для обсуждения и утверждения на очередном ИНПРО Steering Committee.

Каково состояние экспертного исследования по ТАЭУ в настоящее время?

Основной материал для этой публикации набран. Документ практически готов. Мы надеемся скоро его распространить среди экспертов и приступить к подготовке публикации.

Спасибо, Вячеслав Николаевич, за интервью для электронного издания AtomInfo.Ru.

Ключевые слова: Малая энергетика, МАГАТЭ, ИНПРО, Интервью, Вячеслав Лысаков


Другие новости:

Фоторепортаж с конференции АСММ-Регионам-2010

Фоторепортаж о первом дне работы конференции (11 ноября).

Китай создаст к 2013 году проект ACPR-1000, свободный от экспортных ограничений

В нём будет устранена зависимость от интеллектуальных прав группы AREVA на определённые технические решения, сохраняющаяся в проекте CPR-1000.

Срок окупаемости АЭС Белене составляет 19 лет - Кириенко

Если мы договоримся, то первый бетон будет залит в сентябре 2011 года, а первый блок будет сдан в эксплуатацию в 2016 году.

Герой дня

Рафаэль Арутюнян

Рафаэль Арутюнян: о кодах, и не только о них

В рамках разработки кодов для новой технологической платформы необходимо получить новое качество. В чём оно выражается?



ИНТЕРВЬЮ

Михаил Хорошев

Михаил Хорошев
Но есть и другая сторона медали. Некоторые проекты, которые были запущены в начале второй фазы ИНПРО, не были подхвачены странами.


МНЕНИЕ

Пётр Лавренюк

Пётр Лавренюк
Разработка проекта ТВС четвёртого поколения намечена на 2011 год, а постановка на опытно-промышленную эксплуатацию - на 2012 год.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100