AtomInfo.Ru


Николай Трунов о вызовах и перспективах горизонтальных ПГ

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 19.05.2010

В Подольске продолжается работа восьмого международного семинара по горизонтальным парогенераторам. С пленарным докладом, посвящённым вызовам и перспективам горизонтальных ПГ, перед участниками выступил Николай Трунов (ОКБ "Гидропресс").

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕ ФОТО

Николай Трунов, фото AtomInfo.Ru

Николай Трунов, фото AtomInfo.Ru

На сегодняшний день в мире работают 162 парогенератора для ВВЭР-440 и 112 парогенераторов для ВВЭР-1000. Парогенераторы для ВВЭР-440 уже превысили проектный срок, а на третьем блоке Нововоронежской АЭС работает самый старый парогенератор в мире.

"Для сегодняшнего семинара мы подвели статистику по всем парогенераторам… Получилось, что на работающих ПГ для ВВЭР-440 заглушено в среднем по 70 трубок, а на тысячниках в среднем заглушено по 94 трубки, что порядка одного процента от общего количества трубок", - отметил докладчик.

Собранные данные чётко демонстрируют корреляцию между дефектными трубками и применением медьсодержащего оборудования. "Корреляция здесь хорошо видна. В основном, проблемная трубчатка на тех блоках, где во втором контуре имеются медные сплавы. Там, где их нет, проблемы пренебрежимо малы".

"Резюмировать можно следующим образом. Подавляющее число (горизонтальных) ПГ, которые сегодня эксплуатируются, имеют менее 2% заглушенных труб. Все ПГ, которые имеют более 2% заглушенных труб, эксплуатировались при наличии меди во втором контуре. Также можно сказать, что нет корреляции между временем эксплуатации и числом заглушенных труб", - подвёл итог Николай Трунов.

Переходя к абсолютным значениям, представитель "Гидропресса" уточнил, что на АЭС с ВВЭР всего заглушено сейчас 21000 труб. В то же время, в одной только Франции в 2008 году по решению надзорных органов было заглушено 15000 труб, или в среднем по 82 трубы на ПГ (1,9%).

"Большинство горизонтальных ПГ работает сегодня при значительно худшем водно-химическом режиме, чем ПГ на АЭС ведущих ядерных стран. Хотя мы постоянно улучшаем требования к ВХР, но на многих блоках требования пока значительно ниже достигнутых в мире", - признал докладчик.

"На сегодня мы имеем несколько блоков, на которых водный режим нас устраивает полностью. Но эти блоки находятся за границей", - добавил Николай Трунов.

Таким образом, необходимо проводить замену основного оборудования конденсатно-питательного тракта. Работа, длившаяся 20 лет, по обоснованию замены медного оборудования подошла к концу. "В прошлом году, наконец-то, состоялся НТС концерна "Росэнергоатом", принята программа замены медьсодержащего оборудования. Надеемся, что не потребуется ещё 20 лет для её реализации".

Представитель ОКБ "Гидропресс" коснулся в своём выступлении блока вопросов, связанных с управлением сроком службы парогенераторов. В настоящее время проведена работа по продлению срока эксплуатации первого поколения энергоблоков АЭС с ВВЭР-440, первого блока с ВВЭР-1000 (НВАЭС-5) и ведётся работа по продлению срока эксплуатации других блоков с ВВЭР-440 и ВВЭР-1000.

"Критические элементы ПГ - это трубчатка, а для ПГВ-1000 это холодные коллектора и зона их приварки коллектора к корпусу (зона шва № 111). Для всех этих узлов имеются методы ремонта, но, естественно, ремонт имеет свои ограничения".

Основные механизмы повреждения ПГ - коррозионно-механические. Поэтому есть определённые проблемы с прогнозированием состояния трубчатки. Это возможно делать на основе статистических данных. В отношении других элементов необходимо заниматься устранением факторов, которые приводят к их деградации.

"Для трубчатки разработаны подходы к периодичности и объёмам контроля, а также критерии их глушения. Критерии были разработаны на основе вероятностных методов, и они учитывают специфику деградации конкретного ПГ", - сказал Николай Трунов.

Следующий блок задач, стоящий перед специалистами, создающими и эксплуатирующими горизонтальные парогенераторы, связан с повышением мощности. На большинстве зарубежных блоков с ВВЭР-440 мощность поднята до 105-110%.

На реакторах ВВЭР-1000 на сегодняшний день решена проблема повышения мощности до 104%, и обсуждаются возможности дальнейшего форсирования мощности. Здесь основное направление работ связано с совершенствованием сепарационных устройств.

"Теперь несколько слов о том, почему мы продолжаем заниматься горизонтальными парогенераторами. Как вы знаете, "Гидропресс" - это организация, которая, может быть, является чемпионом по разработке и вертикального ПГ", - напомнил Николай Трунов.

"Утверждают, что вертикальный ПГ позволяет экономить площадь фундамента и снижать затраты на строительство… Также у вертикальных U-образных ПГ длина теплообменных труб 20 метров, что почти вдвое больше, чем у горизонтальных. Тепловая эффективность при этом повышается, но снижается живучесть ПГ, так как выход из строя одной трубы выводит большую поверхность", - считает докладчик.

Ещё одним преимуществом вертикального ПГ называют более тонкую стенку, но это приводит к снижению безопасности. То есть, все преимущества имеют свою обратную сторону.

Трунов подробно остановился в своём выступлении на влиянии выбора парогенератора на компоновку. Он отметил, что, кроме ПГ, есть и другие факторы, которые следует учитывать при создании компоновки - методики обслуживания, транспортные схемы, процедура обращения с топливом, необходимость замены оборудования и так далее.

"Мы не нашли ни одной причины для того, чтобы применять вертикальные ПГ в наших новых проектах", - уверен представитель ОКБ "Гидропресс".

Заключительная часть доклада была посвящена новым проектам парогенераторов, готовящимся в Подольске. "Главное, мы считаем, это эволюционный принцип развития, увеличение паропроизводительности, надёжность и безопасность. Мы считаем, что есть возможность исключить или значительно снизить коррозионные процессы".

"Необходимо обеспечить удобный монтаж и эксплуатацию, а также что бы ПГ размещался внутри защитной оболочки. Он должен быть транспортабелен на площадку. Есть также некоторые недостатки (у действующих проектов), которые были устранены в новой конструкции", - сказал Трунов.

Участникам семинара был представлен проект парогенератора ПГВ-1000МКП повышенной мощности. У этого аппарата применена коридорная, а не шахматная компоновка, диаметр корпуса несколько увеличен.

У ПГВ-1000МКП предусмотрены смывные устройства в нижней части на тот случай, если будет накапливаться шлам, прокладки из графита. Модифицирована конструкция карманов коллектора, напряжение снижено на 40%. Кроме этого, модифицированы композитные швы и внесён ряд других изменений.

"Мы предполагаем, что дальнейшее развитие конструкции и продолжение НИОКР будет идти по пути укрупнения парогенераторов, совершенствования пароотборных устройств, повышения механических свойств корпуса. Далее, мы считаем, что есть возможности оптимизировать содержание кобальта в материале труб, улучшить материал трубчатки в части его поверхности, а также можно рассмотреть вопросы альтернативных материалов, хотя мы считаем, что (применяющиеся сегодня) материалы трубчатки достаточно коррозионно стойки", - заявил в заключение Николай Трунов.

Ключевые слова: Парогенераторы, ОКБ Гидропресс, Николай Трунов


Другие новости:

Лёсобетон родом из Козлодуя

Интервью с участниками национального движения русофилов Болгарии - ветеранами АЭС "Козлодуй".

Заявка на сертифицирование Hyperion в США будет подана в течение года

Российские специалисты сомневаются в успехе американцев.

Блок Ростов-2 сдан в опытно-промышленную эксплуатацию

Ориентировочный срок приёмки энергоблока в промышленную эксплуатацию – октябрь 2010 года.

Герой дня

Ашот Саркисов

Ашот Саркисов: свинец-висмут - технология, опередившая время

Не могу не вспомнить экзотическую картину, которую я наблюдал в американском хранилище - по территории свободно идёт индеец в красочном облачении и с перьями.



ИНТЕРВЬЮ

Людмила Забудько

Людмила Забудько
В своё время работы по нелегированному металлу у нас были остановлены не только от недостатка финансирования, но и из-за сомнений по поводу жизнеспособности такого направления.


МНЕНИЕ

Владимир Рычин

Владимир Рычин
Новая крышка, привезенная и установленная на Дэвис Бесс, была сделана из тех же материалов, что и старая - в том числе, с патрубками из признанного нестойким к коррозии сплава 600. Ей отводилась роль временного решения.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100