Андрей Косилов: МАГАТЭ - идеолог и брокер

Андрей Косилов

Оправдан ли журналистский штамп "МАГАТЭ разрешило строить АЭС"? Обязана ли страна-новичок советоваться с МАГАТЭ перед тем, как сооружать свою первую атомную станцию? Как МАГАТЭ участвует в глобальном процессе сохранения ядерных знаний?

На эти и другие вопросы электронному изданию AtomInfo.Ru любезно согласился ответить представитель секции управления ядерных знаний МАГАТЭ Андрей КОСИЛОВ.

Ядерные знания для новичков

Андрей Николаевич, так кто же должен определять - нужны тому или иному государству ядерные знания или не нужны?

Определять это должны сами государства. Только сама страна может решить - нужны ей эти знания или не нужны. Мы в агентстве призываем страны определиться со своими подходами и обеспечиваем необходимую информационную и методологическую поддержку для принятия сбалансированных решений.

А Вы можете рассказать о роли МАГАТЭ в этом процессе более подробно?

Давайте рассмотрим на конкретном примере. Нужны ли ядерные знания Казахстану? Очевидно, что нужны. И Казахстан самостоятельно осознал такую необходимость, заявил об этом во всеуслышание и разработал концепцию управления ядерно-технологическими знаниями.

Составление концепции проходило в рамках одного из проектов технической помощи МАГАТЭ, и поэтому к работе над ней были привлечены специалисты агентства. Я выступал в этом проекте как технический руководитель со стороны МАГАТЭ. Сейчас этот документ полностью готов и проходит этап согласования и утверждения на уровне правительства Казахстана.

Концепция исходит из тех же предпосылок, что и политика МАГАТЭ. В ней постулируется, что знание - это ресурс, такой же, как деньги или другие материальные ценности. А далее в документе раскрывается, чем нужно управлять, почему и каким образом это следует делать.

В начале апреля с похожей просьбой к нам обратилась Республика Беларусь. Она выразила желание вступить в региональный проект для Восточной Европы под названием "Поддержка введения в атомную энергетику" (Support for the Introduction of Nuclear Energy).

И эта концепция управления ядерно-технологическими знаниями подготовлена самим Казахстаном?

Да, и МАГАТЭ оказало техническую помощь в её разработке. В частности к работе были привлечены квалифицированные эксперты из нескольких стран.

Хорошо, но Казахстан уже имеет собственный немалый опыт работы с ядерными технологиями. Вспомним, хотя бы, о БН-350, Семипалатинске, не говоря уж о других объектах. А если взять страну-новичка из Азии или Африки - в состоянии ли она самостоятельно понять, что ей нужно, и определиться с концепцией управления знаниями?

Думаю, что полностью справиться с этой задачей страна-новичок не сможет. Опыт показывает, что двухстороннее сотрудничество и сотрудничество с международными организациями, в частности, МАГАТЭ, может существенно помочь в решениии этой задачи.

То есть, в этом случае новичок идёт к вам, и вы оказываете ему помощь?

Всё даже проще. МАГАТЭ разрабатывает технические документы (руководства, стандарты, рекомендации), которые помогут странам осознать, что такое атомная энергетика, и какие меры они должны предпринять, прежде чем вливаться в ряды владельцев ядерных технологий.

Задача ставится следующим образом - если государство хочет использовать атомную энергию в мирных целях, то ему требуется создавать национальную инфраструктуру. Когда появится инфраструктура, тогда можно будет говорить об атомной станции.

В МАГАТЭ относительно недавно был подготовлен и выпущен документ под названием "Основные вехи в развитии национальной инфраструктуры для атомной энергии" (Milestones in the Development of a National Infrastructure for Nuclear Power). В нём перечислены основные элементы инфраструктуры, которые нужно иметь государству, желающему развивать мирные применения атомной энергии.

Всего было определено 19 элементов, которые обязательно должны быть созданы. Мы говорим о ядерной безопасности, управлении, финансировании, системе гарантий, законодательной и регулирующей базе и других основных составляющих инфраструктуры.

Этот документ содержит общие требования к странам-новичкам. Любое государство, желающее построить у себя первую АЭС, может ознакомиться с этими требованиями и понять, что от него для этого потребуется.

Но далее возникает следующий вопрос - а что именно следует делать стране-новичку, для того чтобы удовлетворить перечисленным требованиям? Поэтому в МАГАТЭ сейчас приступили к подготовке целого ряда документов, которые будут содержать набор практических рекомендаций по каждому из требований.

Вопросу о человеческих ресурсах и знаниях в документе отведен отдельный пункт - элемент №10. Я процитирую его начало: "Важным элементом ответственности органа, реализующего ядерную программу, является определение знаний и компетенций, необходимых для развития и поддержания безопасной и эффективной программы развития атомной энергетики. Вне зависимости от того, будут ли знания и компетентности куплены или развиты самостоятельно, они должны существовать в полном объёме".

Могу добавить, что вопросы знаний "подпирают" практически все 19 элементов. Если вы посмотрите документ, то увидите, что в нём часто употребляется термин "осознанный" (knowledgeable). Иными словами, для того, чтобы выполнить конкретное требование, страна должна располагать необходимыми ресурсами знаний. Не случайно, самая первая веха в создании инфраструктуры именуется нами как "Осознанный (т.е., со знанием дела) выбор в пользу атомной энергии".

Каким образом будет создаваться инфраструктура и как будут приобретаться знания - это уже другой вопрос. Кто-то надеется всё сделать сам, а кто-то будет в большей степени полагаться на иностранных консультантов. Мы живём, как известно, в интегрированном мире, и части государств будет удобнее не растить собственных специалистов в течение 10 с лишним лет, а покупать услуги экспертов из-за рубежа. Но в любом случае, знания у страны должны быть, и это прежде всего относится к знаниям, которые критичны для обеспечения безопасности АЭС. Ведь в конечном счёте ответственность за эксплуатацию АЭС лежит на "национальных плечах", а не на приглашённых консультантах.

МАГАТЭ оказывает помощь новым странам, в частности, координирует усилия по выполнению требований к инфраструктуре. Подобную работу мы сейчас выполняем для Армении. В частности, выполняется проект по подготовке рекомендаций по обеспечению человеческими ресурсами всех мероприятий, которые могут быть предприняты в этой стране в связи со строительством новой АЭС.

В Армении мы следуем простой цепочке. Сначала анализируется, что нужно сделать по всем 19 элементам, которые необходимы для создания "ядерной инфраструктуры". Разумеется, при этом мы учитываем, что Армения - не новичок в атомной области, у неё уже есть одна действующая АЭС. Дальше готовятся конкретные предложения - сначала крупными блоками, потом более детально - по тому, что и когда требуется предпринимать.

А на заключительном этапе, когда придёт понимание всех поставленных задач, мы предпримем анализ с целью выяснить, какие знания и какие компетенции у людей должны быть, чтобы выполнить всё намеченное. Полученные результаты мы переведём на язык человеческих ресурсов и дополним сравнительной таблицей, где будет указано - какие ресурсы у Армении уже есть, а какие ей придётся создавать или изыскивать.

Между прочим, на основании такого документа страна сможет определить - уложится она в отведенные на строительство АЭС сроки или нет, и если уложится, то во что ей это обойдётся. А в целом, более обосновано принять соответствующие решения по строительству.

В случае Армении, мы видим пример грамотной подготовки страны к сооружению атомной станции и грамотного сотрудничества с МАГАТЭ. Мы даём Армении, среди прочего, методологические подходы, а конкретным анализом данных занимается сама страна.

Идеолог, брокер и аудитор

То, что Вы сейчас рассказали, показывает, что может дать МАГАТЭ странам-новичкам. И такое сотрудничество, конечно, происходит на добровольной основе?

Это добровольное сотрудничество. Какого-либо специального договора, который обязывал бы страны обращаться к МАГАТЭ за помощью при создании инфраструктуры, нет. Но при этом надо понимать, что любое государство, приступающее к развитию собственной ядерной программы, попадает в систему соответствующих международных договоров и соглашений. Есть ДНЯО, есть различные конвенции по безопасности, и многое другое. Предполагается, что страна-новичок будет участником этих международных соглашений, то есть, войдёт в международное правовое поле.

Это вполне логично. Действительно, если государство подписывает, скажем, конвенцию по безопасности, то этим оно даёт понять, что собирается строить и эксплуатировать свои АЭС, не ущемляя прав соседей. Присоединяясь к конвенции, страна заявляет о своей приверженности высоким стандартам и требованиям по обеспечению безопасности.

Также вполне логично, что в этом случае страна-новичок обращается к международному сообществу с просьбой о помощи. Давайте не забывать, что ведущие ядерные державы имеют за плечами 60-летний опыт работы с атомной энергией. Было бы странно, если бы в наши дни отдельное государство вознамерилось в одиночку повторить этот длительный путь. Если страна может получить квалифицированную помощь, то нет никаких причин для того, чтобы она от неё отказалась бы.

И здесь вновь мы видим роль для МАГАТЭ - агентство организует и осуществляет проекты по технической помощи странам (т.н. TC-программы) по самым разным направлениям, связанным с ядерными технологиями. В их рамках мы сотрудничаем со многими государствами, что даёт большой положительный эффект. Не следует забывать про важную функцию МАГАТЭ как катализатора ядерных знаний и организатора распространения этих знаний среди стран-участниц.

Итак, с помощью агентства страна-новичок сумела подготовить список требующихся ей знаний и компетенций. Но где и откуда она их будет брать?

Во-первых, знания бывают разными. Есть знания открытые, есть знания, которые можно получить в МАГАТЭ - например, стандарты по безопасности, данные по эксплуатации АЭС, методики для осуществления различных видов деятельности и многие другие. Но, конечно же, есть масса знаний, которые новичку придётся покупать. И это прежде всего будет связано с выбранной технологией.

Агентство может оказать ему помощь и что-то подсказать. Но если страна-новичок заинтересована в том, чтобы овладеть конкретной технологией и применить её у себя в стране, то ей следует обращаться к разработчикам. Хотя и в этом случае МАГАТЭ может оказать существенную помощь.

То есть, на данном этапе роль агентства кончается?

Давайте сформулируем роль МАГАТЭ в сфере ядерных знаний более чётко.

  1. Мы привлекаем внимание стран к проблеме управления знаниями и разъясняем менеджерам высшего звена, что знание - это ресурс, такой же, как и финансовый. Когда в странах с ядерными знаниями будут обращаться должным образом, тогда мы будем считать, что мы своей цели достигли.
  2. Мы оказываем методическую поддержку странам в их деятельности в сфере управления ядерными знаниями. Мы готовим документы, рекомендации, обобщаем накопленный опыт.
  3. Мы способствуем пониманию роли управления знаниями - проводим курсы, семинары и конференции, в ходе которых мы распространяем наши методики в научно-технические массы, организуем обмен передлвым опытом.
  4. Мы реализуем конкретные проекты - сохранение знаний по быстрым реакторам, создание информационных порталов, разработка методов и средств для сохранения знаний, и так далее. Международная система ядерной информации ИНИС тоже является примером конкретной деятельности МАГАТЭ в обдасти управления знаниями.
  5. Мы оказываем помощь отдельным странам в рамках программ технической помощи. Сейчас мы, как я уже говорил, сотрудничаем с такими государствами как Казахстан, Украина, Армения, Литва. Успешно выполняются региональные проекты для Европы и Азии - в 2009 году МАГАТЭ планирует запустить межрегиональный проект по управлению ядерными знаниями.

После запуска межрегионального проекта, у нас появится чёткая и ясная организационная структура. На верхнем уровне будет находиться межрегиональный проект. Уровнем ниже будут стоять региональные проекты - такие сейчас есть для Европы и Азии и планируются к созданию в Латинской Америке и Африке. А на нижнем уровне расположатся национальные проекты, реализуемые в отдельных государствах.

Я добавлю, что межрегиональный проект создаётся для решения задач №№1-2. На региональном уровне будут затрагиваться пункты №№2-3, а национальные проекты будут касаться всех перечисленных задач.

Если суммировать всё сказанное, то МАГАТЭ в области управления ядерными знаниями выступает, с одной стороны, как идеолог, а с другой - как брокер.

Есть у нашей деятельности и третья сторона. МАГАТЭ при поддержке международных экспертов можем выступать в качестве аудиторов. Некоторые национальные организации обращаются к нам с просьбами помочь в оценке их деятельности в сфере управления ядерными знаниями, вынести заключение о качестве их работы, и, главное, помочь в дальнейшем совершенствовании работ в этом направлении. Такая поддержка странам-участницам оказывается в рамках "визитов содействия" (assist visits).

Миссии такого рода были учреждены для того, чтобы:

"Визиты содействия" были осуществлены на АЭС "Крышко" (Словения), АЭС "Козлодуй" (Болгария), АЭС "Пакш" (Венгрия), Игналинской АЭС (Литва), АЭС "Дарлингтон" и "Брюс" (Канада). В этом году состоится первый такой визит на Запорожскую АЭС на Украине.

Спасибо за интервью для электронного издания AtomInfo.Ru.

ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru

ДАТА: 23.04.2008

Темы: МАГАТЭ, Ядерные знания, Интервью, Андрей Косилов


Rambler's Top100