Пять правд и неправд заявления Кириенко-Бодмэна

19 ноября 2007 года между США и Россией были достигнуты новые договорённости по избыточному оружейному плутонию. Сайт AtomInfo.Ru публикует свой комментарий к этому событию в форме вопросов и ответов.

Правда ли, что США и Россия подписали 19 ноября 2007 года соглашение об утилизации российского плутония?

Неправда. Соглашение - а точнее говоря, декларация под названием "О принципах обращения и утилизации плутония, заявленного как не являющегося более необходимым для целей обороны" - было подписано в сентябре 1998 года в Москве президентами России и США Борисом Ельциным и Биллом Клинтоном. Количественные аспекты соглашения были зафиксированы на президентском уровне в июле 2000 года.

Нынешний документ носит название "Совместное заявление о взаимопонимании". Необходимость в нём возникла из-за отказа России следовать исходно заданному принципу паритетности при утилизации плутония.

Американская сторона рассчитывает частично использовать свой плутоний в виде MOX-топлива для легководных реакторов под давлением PWR, а частично иммобилизовать его. Россия настаивает на своём праве утилизировать плутоний в быстрых реакторах. Заявление призвано зафиксировать согласие США с отходом от паритетности при выборе способа обращения с избыточным плутонием.

Правда ли, что США и Россия договорились об утилизации только российского плутония?

Неправда. Исходное соглашение от 1998 года, более известное как СОУП, предусматривает, что обе стороны в одинаковые сроки утилизируют одинаковое количество собственного избыточного оружейного плутония (с учётом соглашения от 2000 года - по 34 тонны каждое из государств).

Однако совместное заявление Кириенко-Бодмэна, как было объяснено в ответе на предыдущий вопрос, касается только российской квоты и фиксирует окончательный отказ США от всех претензий к выбору Россией способа утилизации своего плутония. Так как Россия в последние годы не выдвигала официально аналогичных претензий к выбору США, то принятия отдельного заявления по американской квоте плутония не требуется.

Правда ли, что подписание совместного заявления Кириенко-Бодмэна означает начало утилизации оружейного плутония в России?

Неправда. Заявление, результаты переговоров технических экспертов и ряд других документов послужат в будущем основой для внесения модификаций в текст СОУП. Модифицированная версия соглашения должна получить одобрение правительств и иных органов власти США и России, и только после этого соглашение будет введено в силу.

Правда ли, что подписание совместного заявления Кириенко-Бодмэна ослабит ядерно-оружейный потенциал России?

Неправда. Российская Федерация располагает большими запасами оружейного плутония, чем Соединённые Штаты. Так как исходное соглашение предусматривает ликвидацию равного количества плутония с обеих сторон, то после его выполнения превосходство России над США в накопленной массе плутония в абсолютных цифрах останется неизменным, а в относительных - возрастёт.

Правда ли, что подписание совместного заявления Кириенко-Бодмэна является удачным для мирной составляющей российского ядерного комплекса?

Неправда. Использование единственного (после вывода из эксплуатации БН-600) быстрого реактора БН-800 для выжигания оружейного плутония затруднит работы по замыканию ЯТЦ, в частности, ограничит возможности России по рециклированию плутония реакторного происхождения, что в свою очередь, отдалит решение проблем ядерных отходов и перехода на использование "почти неограниченной" ресурсной базы 238U.

Был ли нанесён - и если да, то в какой мере - ущерб интересам гражданского ядерного сектора России, может быть оценено только после того, как будут сняты грифы секретности с результатов технических консультаций между российскими и американскими экспертами.

ИСТОЧНИК: Михаил Сторожевой, AtomInfo.Ru

ДАТА: 20.11.2007

Темы: США, Россия, Плутоний, MOX-топливо, БН-800


Rambler's Top100