Виктор Мурогов: какие реакторы нужны сегодняшней России?

Финляндия предпочла реактор EPR-1600 его менее мощным собратьям. Китай расширил рамки тендера в южных провинциях и согласился построить два блока повышенной мощности. Индия выбрала EPR-1600, а не реакторы-тысячники для новой АЭС «Джайтапур».

Строительство блоков большой мощности – это мода или необходимость? Это мода, диктуемая на мировом рынке группой AREVA, считает Михаил Сторожевой. Но согласится ли с ним Виктор Мурогов? Известный эксперт МАГАТЭ поделился с сайтом AtomInfo.Ru своим видением на проблему выбора мощности для новых энергоблоков.

Анализ тенденции развития легководных энергетических реакторов для АЭС в мире показывает явную тенденцию к росту единичных мощностей блоков до 1600 МВт(эл.), подкреплённую разработкой и строительством блоков мощностью 1200-1400 МВт(эл.) в Японии, Франции и Южной Корее и последними контрактами на строительство АЭС в Китае (см. рисунок и таблицу, приложенные к статье).

Такова тенденция в мире. Но что реально можно ожидать в ближайшее время в России?

Во-первых, неизбежность замены выводимых блоков на действующих АЭС при существующей потребности в базовых нагрузках и наличии требуемой инфраструктуры (электросети, пути сообщения и т.д.) диктует необходимость строительства новых блоков аналогичной или большей единичной мощности.

Приведенное соображение будет верным в теории. На практике придётся учитывать новые рыночные экономические условия и последствия более чем 15-летнего застоя в ядерной отрасли в нашей стране. Газовая пауза привела к развалу в России энергомашиностроительного и энергостроительного комплексов, частичной потере компетенции и продуктивности наших ядерных КБ, проектных организаций и НИИ, прежде всего, в сфере разработки и создания инновационных технологий и проектов.

Лучшее, на что мы можем рассчитывать в течение ближайших 10 лет - это использование опыта, накопленного при строительстве АЭС в Китае и Индии и достройке блоков высокой степени готовности внутри страны. На основании этого опыта мы должны создать референтный блок с реактором ВВЭР-1000 и использовать его для замещения выбывающих мощностей на имеющихся площадках.

В условиях наблюдающегося снижения ядерной культуры и компетентности в отрасли, мы не должны браться за реализацию "сверхинновационных" проектов, наподобие БРЕСТ или ВВЭР-1500. Для успешной разработки этих проектов нам потребуются не только серьёзные вложения в НИОКР, но и скрупулёзное восстановление кадрового потенциала и экспериментально-технологической базы отрасли. Попытки сделать новые концепции "на коленке", а точнее, путём "втискивания" новых решений в старое оборудование - как предполагалось, в частности, поступить при создании ВВЭР-1500 - приведут к печальным, если не трагическим последствиям.

Во-вторых, опубликованные результаты серьёзных аналитических и системных исследований показывают, что в России при покрытии электросетями менее 15% территории страны и концентрации на оставшихся 80-85% огромных запасов минеральных запасов, неизбежной необходимостью становится развитие малой энергетики.

У нас в стране накоплен уникальный опыт разработки, создания и эксплуатации около 500 транспортных ядерных реакторов малой мощности и самых различных типов для ВМФ и ледокольного флота. Это реальная основа - включающая в себя и промышленную инфраструктуру - для решения проблемы энергетического обеспечения развития нашего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Для малых АЭС существует и реальный зарубежный рынок - например, необходимость решения проблемы производства пресной воды и автономного энергоснабжения в развивающихся странах (Северная Африка, Азия, Латинская Америка). Но при этом нельзя забывать о непростых проблемах международного законодательства, возникающих, например, при создании плавучих АЭС для иностранных потребителей.

В-третьих, наиболее сложной представляется определение оптимальной стратегии строительства новых АЭС в промышленно развитых регионах России. Здесь в дополнение к ограничительным факторам, перечисленным в первом пункте, вступают дополнительные факторы "региональности" стратегии развития в рыночных условиях.

С учётом конкретных рамок финансового кредитования, строительной и энергомашиностроительной базы, ограниченности базовой нагрузки, а также возможности реализации модульного принципа конструирования при массовом строительстве малых и средних АЭС, весьма привлекательной становится вариант с сооружением энергоблоков с мощностью 100-300 МВт(эл.).

Так выглядит ситуация на ближайшие годы. Нельзя забывать также, что успех дальнейшего развития атомной энергетики в России будет зависеть, прежде всего, от успешности восстановления научно-технического потенциала отрасли, энергомашиностроительных и строительных организаций, а также от восстановления государственного, морального и материального престижа российского атомщика.

Перечень зарубежных проектов большой мощности с реакторами водо-водяного типа.

Проект (поколение)
Страна (фирма)
Тип реактора
Мощность, МВт(эл.)
Состояние проекта
Конвой (II)
Германия
Siemens-KWU
PWR
1300
Эксплуатируется с 1989 года
N4 (II)
Франция Framatome-EdF
PWR
1400
Эксплуатируется с 1996 года
Сайзуэлл (II)
Великобритания Вестингауз
PWR
1200
Эксплуатируется с 1995 года
ABWR (II)
США-Япония
GE-Hitachi
BWR
1360
Эксплуатируется с 1996 года
EPR (II)
Франция-Германия Framatome-Siemens
PWR
1600
Строится с 2006 года
IER (II)
Япония Консорциум
BWR
1500
Проектируется
KNGR (II)
Южная Корея KEPCO
PWR
1300
Планируется ввод в эксплуатацию
CP-1300 (III)
Южная Корея CARR
RCW
1300
Планируется ввод в эксплуатацию после 2025 года

Максимальная и средняя мощность АЭС в мире.

ИСТОЧНИК: Виктор Мурогов, специально для AtomInfo.Ru

ДАТА: 17.04.2007

Темы: Виктор Мурогов, АЭС, Россия, ВВЭР-1500, Дискуссия об инновациях


Rambler's Top100