AtomInfo.Ru


Владимир Асмолов: не нужно никуда спешить

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 09.06.2016

В Москве с 30 мая по 1 июня 2016 года прошёл международный форум "Атомэкспо 2016".

В кулуарах форума на вопросы корреспондентов электронного издания AtomInfo.Ru ответил советник генерального директора ГК "Росатом" Владимир АСМОЛОВ.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕ ФОТО

Владимир Асмолов, фото AtomInfo.Ru

Понять, где находимся

Владимир Григорьевич, в конце мая прошло несколько конференций - "Атомэкспо", МНТК...

У нас была организована целая серия конференций, посвящённых 30-летней годовщине чернобыльской катастрофы. Были слушания в Курчатовском институте, потом прошла конференция в Десногорске, далее - МНТК концерна.

Что касается "Атомэкспо", то это традиционное глобальное мероприятие, на котором "Росатом" демонстрирует, где он сегодня находится и что может предложить своим партнёрам.

Участие в "Атомэкспо" для меня возможность встретиться с друзьями, обсудить с ними важность одних вопросов и неважность других. Кроме того, на одном из круглых столов меня попросили сделать доклад о тех требованиях, которые мы предъявляем атомной энергетике будущего.

И какие же это требования?

Для того, чтобы говорить об энергетике будущего, сначала надо понять, где мы находимся сегодня.

Прошлый год для атомной энергетики России был очень благоприятным по многим показателям - по эксплуатации, с точки зрения безопасности и эффективности нашей работы.

Я бы сказал так: 2015 год - это очередной подтверждающий год, показывающий, что атомная энергетика в нашей стране востребована, является системообразующим источником электроэнергии в европейской части страны.

В масштабах России доля атомной генерации составляет сейчас более 18,5%. При этом в европейской части на АЭС приходится порядка 40%, и к этому нужно добавить, что к западу от Урала живёт большая часть нашего населения.

Востребована ли атомная энергетика за рубежом? Да, востребована, и об этом свидетельствуют многочисленные заказы, соглашения и протоколы о намерениях по строительству блоков с реакторами ВВЭР.

Но строят только Китай и Белоруссия.

Это не так. Работы ведутся на площадке в Бангладеш, на подходе Иран, Индия - продолжающиеся проекты, где у нас уже есть построенные блоки. За ними последуют и другие проекты. Технология ВВЭР, которой мы располагаем, обеспечивает возможные запросы зарубежных партнёров.

Но как долго мы сможем прожить, используя только реакторы на тепловых нейтронах? Ответ зависит, с моей точки зрения, от двух вещей - сколько у нас урана-235 по нынешним ценам и как долго можно откладывать решение проблемы ОЯТ?

В любом случае, для меня ясно, что без замыкания топливного цикла по урану и плутонию решить проблемы топливных ресурсов и ОЯТ невозможно.

Принцип стадийности

На одной из международных конференций в 1977 году предсказывалось, что дефицит урана наступит в конце XX века и нужно срочно пускать бридеры. Но спустя два года произошла авария на TMI-2, и темпы развития отрасли в мире резко снизились.

Поэтому я и не говорю, что нужно срочно и прямо сейчас взять какой-либо проект быстрого реактора и полномасштабно включить его в цикл. Потому что встают другие вопросы. Например, сколько это будет стоить?

Сегодня, к сожалению, замкнутый топливный цикл с быстрыми реакторами для производства электроэнергии будет гораздо дороже, чем тот цикл, что у нас есть с реакторами ВВЭР. Дороже выйдут как строительство, так и эксплуатация.

Нам нужно работать, продолжать идти по направлению к замыканию ЯТЦ, но при этом доказывать его конкурентоспособность при том же уровне безопасности, что достигнут для ВВЭР. А ведь есть ещё и неатомные источники, с которыми мы также конкурируем.

Если смотреть в будущее, то без атомной энергетики с замкнутым топливным циклом мы не проживём. С таким тезисом согласятся многие, если не все. Но когда оно наступит? Во многом это зависит от нас самих, от нашей готовности начать это будущее.

В докладе на "Атомэкспо" я говорил о том, что очень важно соблюдать принцип стадийности, нельзя пропускать ни одной стадии любого нового проекта. Нельзя обещать перепрыгнуть реку в два прыжка в надежде на то, что посередине реки найдётся твёрдая опора. А вдруг не найдётся, что тогда?

Для меня ясно, что уже сейчас мы обязаны развивать элементы замкнутого топливного цикла. Мы сделали важный шаг, пустили БН-800. Пусть он уступает по эффективности реакторам ВВЭР, но на нём можно отрабатывать эти элементы, и соответствующая большая программа уже подготовлена.

Следующий аппарат - натриевый БН-1200. В этом проекте конструктора далеко продвинулись по пути снижения издержек, но всё-таки ещё не дошли до уровня ВВЭР. Кроме того, давайте не будем забывать, что БН-1200 пока ещё бумажный реактор, в котором любую ошибку можно исправить одним движением ластика. Когда он дозреет до реальной станции, вносить правки станет труднее.

В этом году мы вышли на критику на шестом блоке Нововоронежской АЭС с реактором ВВЭР-1200 (АЭС-2006), и вскоре там ожидается энергопуск. Я считаю, что это огромное достижение, потому что это головной блок. Да, мы на нём промучались, но в конце концов мы его сделали, и теперь ему предстоит подтвердить заложенные в нём потребительские качества.

Ещё более наглядным примером стал пуск БН-800. Мы не строили быстрых реакторов на протяжении трёх десятилетий, поэтому когда мы взялись за БН-800, то прошли через такие проблемы, что даже трудно представить. Все они были решены, блок был пущен, мы по праву считаем его пуск величайшим достижением атомной энергетики России - но всё это стоило денег. И нельзя забывать об этом при обсуждении перспективных реакторных проектов.

Один из таких проектов, о котором я уже сказал - БН-1200. Второй перспективный проект - БРЕСТ. Евгений Олегович (Адамов. - Прим.AtomInfo.Ru) верит в БРЕСТ, и я как-то написал ему стихи: "Свято веришь, однажды поверив, и в свинец, и в нитрид, и в свой БРЕСТ".

Хорошо, пусть так, но теперь нужно построить первый блок и продемонстрировать на нём те качества, которые ему приписываются в проекте. И если это получится, то все неверующие скажут: "Молодец!". Но сначала нужно продемонстрировать на практике, а пока это бумажный проект.

Я знаю все проблемы, с которыми БРЕСТ столкнётся. Честно вам говорю - я очень хочу, чтобы они были решены, потому что это действительно очень красивый реактор по своей физике. Но всегда есть те самые маленькие инженерные проблемы, которые способны угробить любое серьёзное дело. И их нужно выявлять и решать.

Таким образом, наша основная задача на ближайшее будущее состоит в отработке элементов замкнутого топливного цикла с быстрыми реакторами. В том числе, построить блок с БН-1200. Если свинцовая технология будет подтверждена на БРЕСТ-300 в Северске, то неплохо было бы построить и БРЕСТ-1200.

После отработки элементов цикла нужно будет переходить к системным вопросам. Причём обязательно следует заняться улучшением свойств второго элемента нашей атомно-энергетической системы, а именно, реакторов на тепловых нейтронах. Это может быть переход на более жёсткий спектр нейтронов или на другие теплогидравлические характеристики (например, на сверхкритику), и так далее.

Всё вышеперечисленное мы в состоянии сделать, но на это потребуется время. И не нужно никуда спешить и нарушать принцип стадийности. Урана у нас пока ещё хватает, а если вдруг его потребуется больше, то, как показывает практика, если нам нужно будет найти уран, то мы его найдём.

Спасибо, Владимир Григорьевич, за интервью для электронного издания AtomInfo.Ru.

Владимир Асмолов, фото AtomInfo.Ru

Ключевые слова: Интервью, Владимир Асмолов, Статьи


Другие новости:

Названия четырёх новых элементов вынесены на общественное обсуждение

Элемент 115 предложено назвать московий, а 118 - оганессон.

В мире статус действующего имеют 445 блоков, статус строящегося 64 блока - PRIS

Последний по времени пущенный блок - "Watts Bar-2" (США).

Получена лицензия РТН на сооружение станции замещения КуАЭС-2

Для концерна и в целом Росатома Курская АЭС-2 является приоритетным объектом.

Герой дня

Андрей Говердовский: вместе можно добиться большего

Андрей Говердовский: вместе можно добиться большего

О нашем совместном проекте по микроисточникам уже сказано много. Теперь мы готовим к запуску ещё два проекта - по иттрию и по радию-223. Это очень перспективные проекты, если они увенчаются успехом, то с их помощью удастся спасти многие тысячи человеческих жизней.



ИНТЕРВЬЮ

Юрий Драгунов

Юрий Драгунов
По направлению исследовательских реакторов у нас буквально на днях произошло очень радостное событие. В Казахстане исследовательский реактор ВВР-К приступил к работе с полностью модернизированной активной зоной.


МНЕНИЕ

AtomInfo.Ru

AtomInfo.Ru
На строящемся энергоблоке №4 Ростовской АЭС завершена важная технологическая операция - закончены работы по сварке главного циркуляционного трубопровода (ГЦТ).


Поиск по сайту:


Rambler's Top100