AtomInfo.Ru


Планы по выводу из эксплуатации энергоблоков Билибинской АЭС

Smith, для AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 07.09.2014


Мы публикуем статью, подготовленную для электронного издания AtomInfo.Ru, давним активным участником нашего форума. По его просьбе, в авторстве указывается только его ник на форуме Smith.

Билибинская АЭС - первая и по сей день единственная в мире атомная станция, расположенная в зоне вечной мерзлоты.

Все четыре энергоблока станции оснащены канальными водо-графитовыми реакторами и типа ЭГП-6 (Энергетический Гетерогенный Петлевой реактор с шестью петлями циркуляции теплоносителя) с трубчатыми твэлам.

Энергоблоки были введены в эксплуатацию в период 1974-1976 годов, так что уже в 2019-2021 годах они должны быть остановлены (30 лет проектный срок службы + 15 лет продление).

На Рис.1 представлены основные запланированные этапы работ по подготовке и выводу Билибинской АЭС из эксплуатации.

Рис.1. Этапы по выводу из эксплуатации Билибинской АЭС.

Укрупнённо задачи, которые предстоит решить в процессе вывода Билибинской АЭС из эксплуатации, можно описать следующим образом:

- создание необходимой инфраструктуры;

- разработка проекта вывода из эксплуатации;

- оснащение площадки оборудованием по переработке РАО;

- подготовка к вывозу ОЯТ и непосредственно его вывоз в период 2023-2035 годов.

Специфика Билибинской АЭС определяется следующими факторами:

- только на Билибинской АЭС эксплуатируются реакторы типа ЭГП-6;

- Билибинская АЭС является основным источником электроэнергии в изолированной Чаун-Билибинской энергосистеме и единственным источником тепла в системе теплоснабжения города Билибино;

- станция расположена в отдалённом, малонаселённом регионе России, в зоне заполярной тундры с вечномерзлой почвой;

- регион отличается экстремальными климатическими условиями: восемь-девять месяцев зимы с чрезвычайно низкой (до -50°С и ниже) температурой воздуха и сильными длительными метелями;

- регион в целом не имеет стабильных транспортных коммуникаций, связывающих его с остальной частью страны: все перевозки осуществляются морским транспортом через порты Певек и Зелёный Мыс в течение периода навигации и по зимникам от портов до города Билибино.

По имеющимся прогнозам, к окончанию срока эксплуатации Билибинской АЭС на её площадке будет накоплено в общей сложности порядка 8200 отработавших ТВС (ОТВС), которые будут находиться в приреакторных бассейнах выдержки.

Объём эксплуатационных ТРО при этом составит около 10800 м3.

Количественный и качественный состав РАО, которые могут образоваться при проведении работ по выводу из эксплуатации Билибинской АЭС, будет определяться техническими решениями, предусмотренными объектовой концепцией вывода из эксплуатации. При этом принципиально важным решением станет выбор технологии обращения с облучённой графитовой кладкой реакторов.

В связи с предстоящим выводом из эксплуатации Билибинской АЭС и с целью повышения безопасности хранения ранее накопленного на станции ОЯТ в период 2010-2011 годов была разработана технология и основное оборудование комплекса разделки и пеналирования (КРП) для подготовки ОТВС реакторов ЭГП-6 к транспортированию на переработку на площадку ФГУП "ПО "Маяк".

На экспериментальной базе ООО НПФ "Сосны" (г. Димитровград) успешно проведены испытания опытных образцов оборудования, отработка основных технологических операций по обращению с ОЯТ ЭГП-6 в КРП.

Выполнено обоснование безопасности разработанной технологии и оборудования, получены положительные заключения отдела ядерной безопасности ФГУП "ГНЦ РФ-ФЭИ" и ОАО "Атомэнергопроект".

В 2013-2014 годах на площадке Билибинской АЭС были проведены инженерные изыскания на месте строительства будущего участка подготовки пеналов.

Разработаны эскизные проекты основного оборудования отделения разделки и капсулирования (ОРК), отделения временного накопления (ОВН) и отделения обращения с ТРО (ОТРО).

Подготовлено обоснование воздействия объекта на окружающую среду (ОВОС), проведены необходимые процедуры общественных слушаний.

Разработаны технические задания на проектирование оборудования ОРК, ОВН и ОТРО, а также техническое задание на проектирование участка подготовки пеналов и реконструкцию центрального зала Билибинской АЭС для размещения в нем оборудования КРП.

Кроме того, были разработаны декларация о намерениях (ДОН) и обоснование инвестиций (ОБИН) создания КРП.

На Рис.2 представлена принципиальная схема движения ОЯТ реакторов ЭГП-6 по площадке АЭС в рамках подготовки его к вывозу на ФГУП "ПО "Маяк".

Рис.2. Принципиальная схема подготовки ОТВС к вывозу
в комплексе разделки и пеналирования.

Следует отметить, что вопрос о том, каким именно образом ОЯТ ЭГП-6 будет доставлено на ФГУП "ПО "Маяк" для дальнейшей переработки, учитывая специфические условия размещения площадки Билибинской АЭС, долго оставался открытым.

Прорабатывались такие варианты, как вывоз ОЯТ воздушным транспортом (для этого необходимо сооружение бетонной дороги до аэропорта и новой взлётной полосы для возможности посадки самолёта типа "Руслан") и транспортирование морским путем (необходима прокладка длинной дороги до порта с сооружением мостов под тяжёлую технику).

В итоге первый вариант был признан более предпочтительным. Оценочная стоимость подготовки инфраструктуры для его реализации составляет порядка 8-9 миллиардов рублей.

Основными мероприятиями по подготовке к выводу из эксплуатации Билибинской АЭС, запланированными на ближайшую перспективу (до конца 2014 года), являются следующие:

- строительство подстанции 110/35/6 кВ и ВЛ-6;

- создание резервной дизель-генераторной станции мощностью 8,9 МВт;

- строительство базового склада дизельного топлива, включая автономный источник электроснабжения (в 2013 году на площадке Билибинской АЭС уже была введена в эксплуатацию котельная).

Ключевые слова: Вывод из эксплуатации, Россия, Билибинская АЭС, Статьи, Smith


Другие новости:

В Иране якобы задержан гражданин Украины по обвинению в саботаже на АЭС - газета

Независимого подтверждения информации пока нет.

Замена крышки реактора и ПГ на "Beaver Valley-2" переносится на 2019-2020 годы

На блоке улучшен ВХР и выполнены мероприятия по управлению старением.

Завершена сборка верхнего полукорпуса реактора для блока №1 Белорусской АЭС

После сборки полукорпуса работники приступят к автоматической сварке кольцевых швов.

Герой дня

Юрий Стужнев

Юрий Стужнев: начальник Первой

Могу случай такой вспомнить. Когда на станцию приезжал Юрий Гагарин, то его водили по АЭС, а потом решили показать эту установку. Я как раз дежурил. Он пришёл и восхитился: "Вот это похоже на космический корабль!". Почему? А потому что тесновато у нас было.



ИНТЕРВЬЮ

Иван Васильченко

Иван Васильченко
Поэтому мы пошли другим путём. Наши решётки сотовые, образованы сваркой специально сформированных ячеек, привариваются только к направляющим каналам. С твэлами не контактируют, поэтому фреттинг-износ в этих местах исключён.


МНЕНИЕ

Smith

Smith
Что касается существующего топлива для реакторов CANDU, то в докладе отмечается, что помимо относительно простой технологии фабрикации, оно отличается низкой стоимостью и будет хорошо совместимо с перспективным CANMOX-топливом.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100