AtomInfo.Ru


Родерик: холодная война за Темелин - это преувеличение

Перевод AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 05.11.2012


Чешская газета "Hospodarske noviny" опубликовала интервью с президентом и генеральным директором компании "Westinghouse" Дэнни Родериком. Предлагаем вниманию читателей сокращённый перевод материала.

Родерик возглавляет "Westinghouse" менее месяца, и его первая командировка была в Чешскую Республику. Это показывает, как важен для компании, которая построила почти половину всех блоков в мире, тендер на строительство двух энергоблоков АЭС "Темелин".

Главой "Westinghouse" Вы являетесь недолго. Чешская Республика стала одним из первых мест, которые Вы посетили?

Я нахожусь на посту три недели, и поскольку Чешская Республика для нас сейчас является одним из самых важных рынков, я хотел приехать сюда как можно скорее. Первую неделю я только знакомился с тем, как идут дела в компании. А это моя первая поездка, во время которой я хочу узнать наших клиентов, людей в области участников проекта. Я встречался с американским послом, посетил "Forum 2000", встретился и с нашими партнёрами из CEZ.

Вы вступили в должность за неделю до этого, как AREVA была исключена из тендера?

К этому я не имею ничего общего (смеётся). Мы действительно об этом не знали - это был шок. Мы узнали об их исключении в то же время, что и вы.

Как в "Westinghouse" восприняли исключение одного из двух конкурентов?

За три недели я ещё не успел изучить все детали процесса отбора победителя в тендере на АЭС "Темелин". Но я знаю, что условия компании CEZ были ясно и чётко определены. CEZ дал ясно понять, что вы должны представить, и мы сделали всё, на что были способны.

Были ли в вашем предложении какие-то недостатки? Должны ли вы были что-то изменить?

Мы получили из CEZ около 100 вопросов к нашему предложению, но это нормально. Никаких серьёзных проблем не было. Надо сказать, что в условиях были моменты, которые нельзя оспаривать - те, которые являются наиболее важными для CEZ. В этом аспекте у нас не было никаких недочётов. На мелкие вопросы мы будем теперь отвечать. Компании CEZ для обработки и оценки тендерных заявок нужен почти год, и в этом нет ничего необычного.

Что значит для "Westinghouse" исключение группы AREVA?

Не впервые кого-то отстранили от процесса, в котором мы также принимали участие. Кроме того, и мы в прошлом совершали ошибки и исключались из конкурса. В тендерах в Чехии, Польше и Финляндии все организаторы выдавали точные критерии, и если вы им не соответствуете, то вас просто исключают из соревнования.

Мы, скорее, имели в виду, как это поменяло позицию вашей компании в тендере. Насколько серьёзным соперником была AREVA?

Мы не хотим оценивать с таких позиций. Мы просто пытаемся предоставить наилучшее предложение. На мой взгляд, наше предложение довольно агрессивно. В Чешской Республике мы работаем на протяжении почти трёх десятилетий, этот регион нас очень интересует, и завершение АЭС "Темелин" - это прекрасная возможность для нас.

Недостатком тендерного предложения AREVA называли ошибки по важнейшим вопросам. Было ли задание на тендер настолько сложным, что в нём можно было сделать крупные ошибки?

Я не знаю, как это было. Мы не можем это комментировать дальше - я действительно не знаю подробностей. CEZ ясно дал понять, что существуют определённые критерии, которые должны быть выполнены. Если вы их не выполняете, риск исключения очевиден. Наше правительство в область высокотехнологичной энергетики вмешиваться не будет.

А теперь о тендере, где остались только американская компания и русско-чешский консорциум, в некоторых комментариях начинают говорить что-то вроде "холодной войны за АЭС "Темелин"". Что Вы об этом думаете?

Это преувеличенное сравнение. Это не первый рынок, где мы конкурируем с русскими. Речь идёт о том, что наши технологические решения будут оценены, и CEZ оценит наши коммерческие предложения. И один из нас выиграет.

Если всё будет в соответствии с правилами Европейского Союза и ОЭСР, весь процесс должен остаться вне компетенции правительств. Но я думаю, что главный вопрос сегодня таков - хочет ли Чешская Республика основывать свой портфель безопасности на сотрудничестве с частным партнёром, или же она хочет подключить правительство иностранного государства?

Это довольно сильное заявление. Какую роль, по-вашему, играют правительства отдельных государств? Россияне довольно активны, хотя и американцы не отстают.

Посол США Норман Эйсен очень помог нам, он вовлечён в процесс и давно поддерживает нас. Но перед чешским правительством в вопросе завершения АЭС "Темелин" действительно возникает вопрос, насколько сильно Чешская Республика хочет быть энергетически независимой.

"Westinghouse" является частной компанией, которая стремится к установлению долгосрочных стратегических отношений с чешским государством и компаниями.

Мы здесь не для того, чтобы вовлечь в процесс наше правительство, которое могло бы вмешиваться в ваши энергетические вопросы. Мы уважаем Чешскую Республику и её энергетическую независимость.

Если наше правительство будет нам помогать, то это случится, скорее, в области коммуникации с чешскими властями. И в этом принципиальная разница между "Westignhouse" и русским "Атомстройэкспортом".

Не было бы преувеличением говорить, что в тендер непосредственно вмешивается правительство России?

В случае "Westinghouse", энергетическая зависимость от США чехам не угрожает, ведь на наших технологиях основано более чем половины всех реакторов в мире.

Но всякий раз, когда продавец находится в собственности государства, они становятся практически одним целым. И даже если они пытаются вести себя, как будто они отделены, на самом деле они одно целое. Посол России тогда практически становится торговым представителем консорциума. Это совершенно другая ситуация, нежели когда вы ведёте дела с частными компаниями.

А ваше правительство не вмешивается в тендер? Вице-президент США Джо Байден, согласно "Wikileaks", заявил, что победу французов США переживёт, но главное, чтобы тендер не выиграли русские. Премьер-министр Чехии Петр Нечас также благодаря АЭС "Темелин" встретился в Белом доме с Бараком Обамой.

Конечно, правительство США от президента до министра иностранных дел и министра энергетики выражает нам свою поддержку в этом проекте. Конечно, мы встречаемся с его представителями - речь идёт о большом бизнесе.

Сейчас, например, на форуме "Forum 2000" присутствовала Мадлен Олбрайт, с которой я встретился.

Но речь идёт о том, сколько государственного вы хотите впустить в коммерческую сделку. CEZ это влияние старается из процесса исключить, насколько это возможно.

И ему удалось?

Влияние лоббистов, конечно, есть, но теперь только от людей в Чешской Республике будет зависеть, чтобы вопросы энергетической безопасности решались в Праге, а не людьми в Москве или где-либо ещё.

Русские пытаются централизовать все процессы у себя дома - в России. Если вы посмотрите на наших недавних клиентов, то они тоже всегда могли функционировать вне зависимости от нас. Но топливо для русского реактора ВВЭР можно приобрести только в одном месте. В то время как топливо для наших водо-водяных реакторов может быть поставлено несколькими компаниями.

Но всё может измениться, ведь и вас два года назад на АЭС "Темелин" и АЭС "Дукованы" заменили русским топливом ТВЭЛ.

Русские на АЭС "Темелин" заменили нас с другим дизайном топлива, так что теперь мы не можем поставлять топливо на АЭС "Темелин". Мы должны были бы разработать новое. Так что если русский консорциум победит, то у него будет монополия на поставку топлива.

Разработка нового топлива заняла бы у нас от семи до десяти лет. Это также вопрос лицензирования, тестирования и так далее. Это очень важное стратегическое решение. Топливо для (западных) водо-водяных реакторов делают "Westinghouse" и AREVA, но оно производится и в Корее или Испании. Это обеспечивает энергонезависимость.

В последнее время стали говорить о намерениях "Toshiba" продать долю в "Westinghouse". Не знать, кто построит в итоге АЭС - могло бы это стать для чешского правительства также угрозой безопасности?

"Toshiba" ясно дала понять, что в "Westinghouse" она всегда будет держать минимум 51% акций. Каждая крупная компания должна время от времени искать инвесторов, если она в них нуждается.

Более того, сейчас "Toshiba" покупает у компании "Shaw Group" её 20%-ную долю в "Westinghouse" и таким образом получит 87% акций (сумма сделки, которая пройдёт в январе следующего года, составит $ 1,6 млрд долларов). Если часть она акций продаст кому-то ещё, то я не вижу в этом проблемы.

"Westinghouse" также якобы подал заявку на британский проект "Horizon", из которого вышли немецкие компании. Как развивается ситуация в Великобритании?

"Horizon" всё ещё находится на стадии, которую я не могу комментировать. В Великобритании сегодня идёт несколько проектов, которые могут нам дать разные возможности.

Вы планируете сотрудничать в Великобритании с китайским партнёром? Об этом также много говорят в СМИ.

С китайскими компаниями у нас очень хорошие отношения, они заинтересованы в инвестировании в несколько проектов по всему миру - либо как оператор, либо как или инвестор в АЭС. Наш реактор AP-1000 их устраивает, так что здесь я не вижу проблемы.

А как восприняли бы китайского инвестора британцы? Ведь ядерная энергия - это очень тонкая сфера.

Я не могу говорить за жителей Великобритании. Но у китайских инвестиций в Великобритании нет никаких объективных препятствий. Наш реактор соответствует стандартам Европейского Союза, Великобритании и регулирующих комиссий в Китае и Соединённых Штатах.

Что касается нашего русского конкурента, то как у него обстоят с этим дела - я знаю. Мы не знаем, что из себя представляет их проект и как обстоят дела с его лицензированием.

Но не является ли сотрудничество с Китаем для Великобритании столь же проблематичным, сколь для Чехии сотрудничество с Россией?

Вы не можете это сравнивать, создание консорциума в этом бизнесе - нормальное явление. Если вы покупаете часть русской технологии, то вы покупаете у правительства России. Если вы покупаете AP-1000 у "Westinghouse", инвестор может быть китайским, но реактор, технология и её передача - всё это происходит между нашей компанией и оператором, которому принадлежит станция. Вот в чём разница.

Мы здесь пытаемся создать основу для долгосрочного сотрудничества с чешской промышленностью, мы заключаем договоры с чешскими компаниями, которые затем могут сотрудничать с нами по всему миру. Мы не даём пустых обещаний о сотрудничестве с сотнями компаний. Кроме того, когда АЭС будет готова, мы передадим её, и вы не будете никоим образом зависеть от нас. Если вы купите русскую АЭС, ты вы навсегда будете связаны с правительством России.

Вы часто повторяете, что если выиграете, то строительству блоков №№3-4 АЭС "Темелин" не грозит удорожание. Но и на ваших других проектах есть проблемы. Уже несколько месяцев говорят об удорожании двух реакторов на АЭС "Вогл" в США. Они должны были стоить 14 миллиардов долларов, но их цена вырастет ещё на 900 миллионов. Какова ситуация там?

Если коренным образом меняется регулирование, то кто-то должен за это заплатить. Контракт на АЭС "Вогл" возник пять лет назад, но за это время случилась трагедия на АЭС "Фукусима Дайичи".

У нас есть новые правила, в соответствии с которыми реакторы, например, должны устоять в случае падения самолёта и тому подобное. Это фундаментальные изменения в проекте, что, конечно, отражается на конечной цене.

Обычная вещь, что такие крупные контракты имеют статьи, которые определяют выход из подобных ситуаций. Сейчас мы обсуждаем вопрос, кто должен заплатить за ту или иную часть. Всё очень прозрачно, речь не идёт о деньгах, передаваемых под столом в чемоданчике - всё официально и ясно. Дело теперь решается в суде.

Но есть ли уже какие-то предположения, кто заплатит почти миллиард долларов?

Спор продолжается. Я уже говорил, что американская правовая система - это хорошая система, но не самая быстрая.

В США ваш реактор подорожает, а вашим реакторам в Китае угрожает задержка. Говорят о 6-12 месяцах отсрочки по сравнению с первоначальным планом. Может ли так же задержаться и строительство новых блоков АЭС "Темелин"?

Вы должны понимать, что это первая электростанция, которую Китай строит самостоятельно (с блоками AP-1000). Должна быть создана и отработана вся цепочка поставщиков. Мы являемся поставщиком реактора, но проектом управляет китайская сторона. Эта задержка также касается всего проекта, а не только части, которую поставляет "Westignhouse".

Так какова же задержка? Соответствуют ли слухи действительности?

Да. Полгода - год, о которых вы упомянули, это примерно соответствует текущей ситуации. Но АЭС "Темелин" это не угрожает. В тот период, когда Чешская Республика только приступит к строительству, у нас уже будет как минимум четыре блока в Китае и другие блоки в США. Так что мы научимся лучше управлять всем процессом, наш персонал уже будет точно знать, что и как. Во всяком случае, мы и сейчас говорим о задержках длиной в месяцы, а не годы, как у сегодняшних проектов группы AREVA.

Вы пришли в "Westinghouse" из одного из его крупнейших конкурентов ("General Electric"). Сможете ли Вы лично поспособствовать этому обучению?

Да, я работал в альянсе GE/Hitachi. Большую часть своей жизни я провёл в энергетических компаниях. Я работал раньше, в том числе, на стороне CEZ. В прошлом я покупал четыре реактора AP-1000 у Westinghouse, поэтому я знаком с ними очень хорошо. Я также знаю, что значит быть оператором АЭС - одной я управлял. И прежде чем я решил перейти на сторону дилера, я работал в "General Electric". Так что у меня есть уникальная возможность посмотреть на "Westinghouse" со всех сторон. Я видел его как конкурента, клиента, а теперь я его президент. Я считаю, нам это очень поможет на рынке. Сегодня 60% нашего бизнеса за пределами Соединённых Штатов, и мы хотели бы там вырасти ещё больше. Там я вижу наибольшие возможности.

Где именно вы намерены претендовать на новые ядерные проекты?

Мы сосредоточимся на проекты в Польше и Швеции. Я в общем очень доволен нашей позицией в Европе, нам удаётся успешно использовать наши местные цепочки поставщиков. Ведь в Европе мы сейчас даём работу более чем 4 тысячам человек. Новые проекты намечаются и на Ближнем Востоке. В любом случае, я могу вас заверить, что рынок не умер, как утверждают некоторые критики. Иначе почему мы тогда так много путешествуем по миру?

Ключевые слова: Вестингауз, Восточная Европа, Чехия, АЭС Темелин, AP-1000


Другие новости:

АЭС "Бушер" передадут заказчику в конце марта 2013 года - НИАЭП

Состав и объём запланированных испытаний и проверок превышает типовой для АЭС с ВВЭР-1000 в РФ.

Референдум по строительству новой АЭС состоится в Болгарии 27 января

Формулировка вопроса: "Должна ли атомная отрасль в Болгарии развиваться посредством сооружения новой атомной электростанции (АЭС)?".

Ситуация на АЭС в США, попавших в ураган Сэнди, находится под контролем - МАГАТЭ

МАГАТЭ не считает чрезвычайной ситуацию на американских АЭС.

Герой дня

Теплофизика перспективных РУ - основные направления

Теплофизика перспективных РУ - основные направления

Основным аппаратом системы очистки в БН-1200 останутся холодные ловушки. Они будут обеспечивать очистку от кислорода и водорода во всех режимах эксплуатации АЭС.



ИНТЕРВЬЮ

Владимир Асмолов

Владимир Асмолов
Ответ мой был очень простой, и меня поддержали мои коллеги. Для оценки таких редких событий... использование вероятностных методов просто невозможно.


МНЕНИЕ

Владимир Рычин

Владимир Рычин
Выдвинуть претензии к заводу-изготовителю, на первый взгляд, не получится. Хотя бы потому, что во всех трёх случаях изготовители разные.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100