AtomInfo.Ru


Китай хочет уран

Михаил Сторожевой, AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 19.12.2010

Китай рвётся к урану. Десятки, а то и сотни будущих китайских АЭС нуждаются в топливе, и красные лидеры Поднебесной ищут уран за рубежом.

Старт в Нигере и Монголии

В 2011 году китайские компании выдадут первую урановую продукцию на шахтах Казахстана и Нигера. Китайские геологи продолжат разведку старых и новых урановых месторождениях едва ли не по всему миру - от Монголии до Австралии. И это только начало.

Ведущая китайская атомная компания CNNC планирует через пять лет получать от двух принадлежащих ей за рубежом урановых рудников по 2500 тонн урана в год.

Первый из них - рудник Азелик (Azelik) в Нигере. Китайцев не смогли остановить исламские террористы и туарегские партизаны. Эксплуатация рудника начнётся уже в конце 2011 года. Его проектная производительность составит 700 тонн/год.

У CNNC есть чёткий план, как выйти на уровень зарубежной добычи 2500 тонн/год. План держится в секрете от конкурентов. Но почти наверняка, следующим шагом после Нигера для китайцев станет Монголия, откуда компания намеревается получить ещё 700 тонн/год.

Одновременно CNNC будет проводить агрессивную политику по скупке урановых активов. Сегодня компания имеет акции в зарубежных месторождениях с общими запасами 36 тысяч тонн урана. На 2015 год поставлена задача довести эту величину до 100 тысяч тонн. В сферу интересов CNNC попадают Алжир, Иордания, Казахстан, Намибия и даже Россия.

Нельзя сказать, что экспансия китайцев всем нравится. В Монголии CNNC понесла ряд чувствительных поражений, в том числе, в столкновении с российским "Атомредметзолотом".

Ещё хуже обстоят дела в Иордании. Если в 2008-2009 годах китайцы громогласно обещали приступить к добыче урана в королевстве уже в 2010 году, то сегодня ясно, что иорданцы открыто предпочитают сотрудничать в этой сфере не с Китаем, а с французской группой AREVA.

Узбекский резерв

Вслед за старшим братом, в поход за ураном собрались гуандунцы. Компания "China Guangdong Nuclear Power Corp." (CGNPC) обладает акциями различных урановых компаний в Австралии и Казахстане.

Важная роль в урановой стратегии CGNPC отводится Узбекистану. В апреле 2009 года компания приобрела у узбекского экспортёра "Навои" 150 тонн урана. В сентябре того же года, было сформировано СП с госкомитетом Узбекистана по геологии и минеральным ресурсам для разведки урана на Бозтауской перспективной площади под Навои. СП было создано на паритетных началах, причём китайцы вложили в него деньги, а узбекистанцы - урановые ресурсы. Всего от Бозтау CGNPC надеется получить 4000 тонн урана.

В 2010 году сотрудничество CGNPC и узбекистанской уран-добывающей промышленности только укреплялось. По прогнозам, общее количество урана, поставленного из бывшей советской республики в КНР намного превысит прошлогодний показатель (530 тонн). Для сравнения, общий объём уранового импорта в Китай в этом году оценивается как 11 тысяч тонн.

Третьи силы

Ураном интересуются не только атомщики. Сразу несколько китайских компаний, в том числе, частных, которые не имеют никакого отношения к атомной отрасли, с большим удовольствием скупали в этом году акции зарубежных урановых активов.

Так, "Sichuan Hanlong Group" вложила 5 миллионов долларов в предварительные исследования месторождения Мареника (Marenica) в Намибии. Частная инвестиционная компания "Zhongxing Joy Investment Co." приобрела 24,8% акций нигерского рудника "Азелик", о котором говорилось выше.

Большой популярностью у китайских бизнесменов пользуется Австралия. "East China Exploration & Development Bureau" меняет свыше 14 миллионов долларов на контрольный пакет австралийской уран-добывающей компании "Northern Uranium Limited". Это вложение на перспективу, и оно может оказаться удачным, так как под контролем австралийцев есть богатые месторождения. В австралийский уран инвестирует и государственная ресурсная компания "Sinosteel Cooperation".

Казалось бы, что интерес третьих компаний к зарубежному урану должен умерить следующий факт - по китайскому законодательству, только две организации, а именно, CNNC и CGNPC, имеют право импортировать уран.

Но командная экономика творит чудеса. Несмотря на все требования законов, правительство Китая спокойно разрешило "Sinosteel" ввозить и продавать в Китае уран. Причём постановление правительства составлено в таких выражениях, которые не запрещают этой компании приобретать уран для импорта у других австралийских фирм.

Если верить анонсам от "Sinosteel", то в 2011 году эта компания привезёт в КНР 600 тонн урана, а в 2021 году увеличит объём импорта до 2000 тонн/год.

Можно обходиться и без волшебной помощи от правительства. "East China Exploration & Development Bureau" будет перепродавать свои партии урана прямо на территории Австралии одному из двух законных импортёров - CNNC или CGNPC. Такие сделки никак не нарушат китайское законодательство и, тем более, не противоречат законам Австралии.

Напомним, что, как сообщал ранее AtomInfo.Ru, общие потребности Китая в природном уране составят в максимальном сценарии 24600 тонн в год. Максимальный сценарий предусматривает в 2020 году работу 100 атомных блоков и строительство ещё 50 блоков.

Ключевые слова: Уран, Азия, Китай, Мнения, Михаил Сторожевой


Другие новости:

В Турции учреждена проектная компания для строительства первой в этой стране АЭС Аккую

Первоначально 100% акций проектной компании напрямую или косвенно будут владеть исключительно компании, уполномоченные Правительством Российской Федерации.

Производство молибдена-99 для медицины открывается в Димитровграде

Первая партия радиоактивного изотопа молибден-99 будет поставлена потребителям в Канаду в субботу.

За год работы на установке обесфторивания ОГФУ "W-ЭХЗ" переработано 5000 тонн обедненного гексафторида урана

Потребителю отгружено более 3000 тонн фтористоводородной кислоты. Заполнено несколько сотен контейнеров с закисью-окисью урана.

Герой дня

Игорь Жемков

Игорь Жемков: год - это много

В теории можно пофантазировать - в здании нашего реактора в старом корпусе можно было бы построить критстенд. Когда-то, в начале 70-ых годов, у БОР-60 был собственный стенд - он назывался СПЕКТР.



ИНТЕРВЬЮ

Владимир Кузнецов

Владимир Кузнецов
Теперь Китай. Это единственная на сегодняшний момент страна, которая строит ВТГР. Правда, это не такой ВТГР, о котором все мечтали, но, тем не менее, это настоящий высокотемпературный реактор.


МНЕНИЕ

Владимир Рычин

Владимир Рычин
Проблема Китая - не в заводах. Проблема не в проектах. Проблема Китая - в людях, в нехватке грамотных специалистов.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100