Темелинский тендер: чехи стелят соломку

Тендер в чешском Темелине идёт своим чередом. Глава чешско-российского консорциума Мирослав Фиала рассказал о достижениях "Шкоды-ЯМ", а французская группа AREVA открыла своё представительство в Праге.

20 апреля генеральный директор и председатель правления "Шкоды-ЯМ" Мирослав Фиала созвал пресс-конференцию, на которой доложил об успехах возглавляемой им компании. Чистая прибыль завода по стандартам международной отчётности IRFC составила в прошлом году 194 миллиона крон, или на 49% больше, чем в 2008 году.

Интересно отметить, что акционеры "Шкоды" - российская компания ОМЗ - ставили перед чехами ещё более амбициозную задачу, а именно, получить прибыль в размере 270 миллионов крон. Реакция ОМЗ на невыполнение чехами плана пока неизвестна.

"Шкода-ЯМ" продолжает уверенно расти во всех смыслах, в том числе, и по количеству персонала. Теперь на предприятии работает более 1000 человек, или на 20% больше, чем в конце 2008 года. На ближайшую пятилетку завод располагает контрактами на общую сумму 16 миллиардов крон.

Самый крупный заказ прошлого года связан у "Шкоды-ЯМ" с достройкой блоков №№3-4 АЭС "Моховце" в Словакии, где чешская компания надеется заработать 10 миллиардов крон. Следующий атомный прорыв может быть связан с блоками №№3-4 АЭС "Темелин".

"Шкода-ЯМ" входит и даже возглавляет консорциум, созданный совместно с российскими "Атомстройэкспортом" и ОКБ "Гидропресс". Задача консорциума - выиграть темелинский тендер и построить на этой площадке два блока с MIR-1200.

Одновременно чехи предпочитают подстелить соломки. "Если консорциум проиграет, то "Шкода-ЯМ" могла бы принять участие в проекте и как субподрядчик", - считает Фиала, признавая при этом, что окончательный выбор в таком случае останется за победителем.

С одним из соперников консорциума - французской группой AREVA - чешский завод связывают давние производственные отношения. "Шкода-ЯМ" выпускает оборудование для блоков с EPR-1600, строящихся в Финляндии, Франции и Китае. "У нас будет возможность вступить о степени нашего участия с потенциальным победителем тендера. Среди чешских компаний у нас для этого наилучшие шансы", - уверен Фиала.

Но и в том случае, если консорциум всё-таки одержит победу, чешскому обществу не стоит беспокоиться в связи с угрозой энергобезопасности страны. Ядерное топливо - это не нефть или газ. Оно не течёт по трубам, и его поток нельзя так просто перекрыть, комментирует Фиала и напоминает, что реактор MIR-1200 позволяет использовать топливо от альтернативных поставщиков. Кстати, проект этот Фиала называет "чешским", но "с русскими технологиями".

В отличие от Фиалы, вставший во главе новооткрытого пражского офиса группы AREVA Томаш Эпрон пока не делает громких программных заявлений. Из Праги он будет контролировать всю работу французских атомщиков Центральной и Восточной Европе и, естественно, станет одним из главных действующих лиц в темелинском тендере.

Эпрон пришёл в AREVA в 2004 году. Её последние профессиональные обязанности были связаны с работой диспетчерского подразделения T&D - так, он руководил отделом продаж. Высшее образование Эпрон получил по специальности "Стратегия управления".

Атомная энергетика для чехов должна сыграть двойную роль - помочь укрепить энергетическую независимость и понизить выбросы парниковых газов, считает Эпрон. "AREVA не играет в политические игры. Мы европейская компания, и в случае нашей победы на темелинском тендере чехи не должны опасаться давления по линии поставок энергоносителей", - говорит он.

Российское электронное издание AtomInfo.Ru и чешская газета "Пражский телеграф" продолжат совместными усилиями освещать ход борьбы за темелинские заказы - самого непредсказуемого атомного тендера XXI века.

ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru совместно с Пражским телеграфом

ДАТА: 22.04.2010

Темы: АЭС Темелин, Восточная Европа, Чехия, Шкода-ЯМ, AREVA


Rambler's Top100