Иранские двадцать процентов

Реактор TRR в Тегеране

Кризис вокруг ядерной программы Ирана вышел на новый виток.

Исламская республика приступила к дообогащению партии урана до 20% и, по утверждению своего президента, получила первые результаты. Большая шестёрка международных посредников не исключает новых санкций против ИРИ. Пресса заполнена слухами о новых предложениях и возможных сделках, а Россия спешно устраняет "технические недостатки", в своё время помешавшие поставкам в Иран комплексов С-300.

История реактора TRR

Иран нуждается в топливе для исследовательского реактора TRR в Тегеране - единственной в стране ядерной установки с ненулевой мощностью. Проектная мощность TRR составляет 5 МВт(тепловых). Есть разные данные о том, может ли реактор работать на номинале, так как не до конца понятна ситуация с одной из двух его градирен.


Иран располагает также китайским аппаратом MNSR в Исфахане, но это импульсный реактор, и его мощность в пике не превышает 30 кВт(тепловых).

Реактор TRR был построен американскими компаниями в 60-ые годы. Это исследовательская легководная установка бассейнового типа. Согласно базам МАГАТЭ, дата первого выхода TRR на критичность - 1 ноября 1967 года. В первоначальной конфигурации реактор использовал поставленное из США топливо с оружейным ураном (обогащение 93%).

После исламской революции в Иране поставки ядерного топлива из Соединённых Штатов были прекращены. Судьба реактора некоторое время оставалась неопределённой, так как новый иранский режим негативно относился на первых порах к атомной энергетике.

В годы ирано-иракской войны на реакторе предпринимались особые меры безопасности, он практически не работал из опасений возможного ракетно-бомбового удара. Известно, что ВВС Ирака бомбили АЭС "Бушер", и в Тегеране не исключали, что реактор TRR входит в список целей иракских лётчиков. Достоверных фактов о попытках Ирака нанести прицельный удар по TRR не имеется, но есть свидетельства очевидцев об ударах, наносившихся в опасной близости к реактору.

После окончания войны с Ираком реактор вернулся к нормальной работе, но его длительная эксплуатация была невозможна без новых закупок топлива за рубежом. Под эгидой МАГАТЭ компании из Аргентины перепроектировали активную зону TRR на работу с топливом 20%-ого обогащения и поставили в Иран партию топлива. Её объём остаётся коммерческой тайной, но у МАГАТЭ точная информация по данному вопросу имеется.


Реальная величина обогащения всегда выбирается несколько меньшей, чем 20%, чтобы вследствие технологических погрешностей при изготовлении топливных элементов случайно не переступить формальный порог в 20%, отделяющий низкообогащённый уран от высокообогащённого.

В отличие от энергетических, исследовательские реакторы зачастую используют так называемые пластинчатые твэлы. Конструкционным материалом в них выступают сплавы алюминия, а не циркония.

Топливные элементы, поставленные в Иран Аргентиной, состоят из смеси U3O8 с алюминием. Вес одной топливной сборки по урану не превышает 1,5 кг - точное значение, как всегда, является коммерческой информацией и не может быть опубликовано. Высота активной части сборки - немногим более полуметра.

Назначение реактора TRR

В докладах научных конференций можно встретить различные взгляды на судьбу тегеранского реактора. Так, в трудах американского ядерного общества можно видеть доклады, посвящённые возможной модернизации реактора и форсированию его мощности до 10 МВт(тепловых). В то же время, в распоряжение AtomInfo.Ru имеется аудиозапись доклада, описывающего подготовку к выводу реактора из эксплуатации.

По всей видимости, очевидно, что реактор TRR в обозримом будущем должен быть закрыт, так как его возраст превышает 40 лет. Но пойти на эту меру сейчас Иран не может, ведь TRR остаётся единственным в стране источником радиоизотопов для медицинских целей. Заменить TRR призван исследовательский реактор IR-40 в Араке, но СБ ООН добивается от Ирана прекращения его строительства.

Бездумная политика формального и неформального санкционирования Ирана, поощрявшаяся ушедшей в отставку американской администрацией Джорджа Буша, привела к тому, что Иран начал испытывать трудности при закупке радиоизотопов за рубежом. Так как это наносит прямой ущерб системе иранского здравоохранения, Иран вынужден настаивать на продолжении эксплуатации реактора TRR и, следовательно, нуждается в новых партиях топлива для этой установки.

В конце прошлого года Иран, МАГАТЭ и группа международных посредников с участием России достигли соглашения, которое многие назвали историческим. По его условиям, Иран передал бы за рубеж большую часть накопленного у него урана с обогащением ниже 4%, а взамен получил бы партию топлива для TRR.

В результате такого обмена удалось бы ослабить напряжение вокруг ядерной программы Ирана, так как иранский обогащённый уран оказался бы "связан" в составе топлива для TRR и исчезли бы сомнения в его мирном предназначении. К сожалению, обмен не состоялся, так как стороны не сумели договориться по его конкретным деталям (где? когда? кто должен сделать первый шаг? и так далее).

Выдержав паузу, Иран приступил к самостоятельному дообогащению урана до уровня, близкого к 20%. Для его использования в реакторе TRR Ирану необходимо также самостоятельно изготовить пластинчатые твэлы - задача, за решение которой иранские атомщики до сих пор не брались.

Возможности Ирана по дообогащению

Абсолютно точная и корректная оценка технических возможностей Ирана по дообогащению урана до 20% затруднена из-за чувствительности предмета и отсутствия в открытом доступе большей части необходимых данных.

Западные эксперты и специалисты, связанные с консорциумом URENCO, сходятся во мнении, что реально достижимая производительность иранских центрифуг IR-1 не превышает 2-3 кг-ЕРР/год.

Для точной оценки недостаточно данных, например, по скорости вращения центрифуг - 330 м/с, как считают западные разведки, 350 м/с, как утверждают иранские официальные лица, или 360 м/с, как работали западные прототипы IR-1. С уменьшением скорости вращения выход обогащённого продукта может падать на десятки процентов.

Насколько сейчас известно, Иран переключил на дообогащение урана один каскад из 164 центрифуг на разделительном заводе FEP в Натанзе. По оценкам, выполненным в известном американском аналитическом центре ISIS, теоретически такой каскад сможет выдавать ежемесячно 2,5-4,4 кг урана с обогащением 20%.

В реальности, полагают в ISIS, выход продукта составит 1,25-2,9 кг урана в месяц при условии 100%-ной безотказности в работе каскада. Потребности TRR в 20%-ном уране оцениваются как 1,5 кг.

Вопрос о надёжности эксплуатации каскада S8, переключённого на дообогащение, остаётся также открытым. По неоднократно появлявшейся информации, качество иранского гексафторида урана невысоко (большие концентрации примесей), и при попытках его дообогащения велик риск выхода центрифуг из строя.

Выводы и заключения

Срыв договорённостей по урановому обмену не пошёл на пользу делу урегулирования кризиса вокруг ядерной программы Ирана.

У ястребов появились новые аргументы - теперь Иран, в случае удачной реализации кампании по дообогащению в Натанзе будет располагать ураном с обогащением 20%, то есть, сделает ещё один шаг на пути к атомной бомбе.

Дипломаты решают, стоит ли вводить против Исламской республики новые санкции, а технари подсчитывают количество ЕРР, оставшихся Ирану до получения оружейного урана.

Чтобы события не пошли развиваться по неблагоприятному сценарию, сейчас принципиально важно, чтобы уран с обогащением 20% не хранился бы в Иране на складе, а был бы как можно скорее "связан" в составе топливных элементов для реактора TRR. Если этого удастся добиться тем или иным способом, то кризис пойдёт на убыль. В противном случае, мы рискуем появлением на карте мира очередной горячей точки в непосредственной близости от российских границ.

ИСТОЧНИК: Михаил Сторожевой, AtomInfo.Ru

ДАТА: 16.02.2010

Темы: Исследовательские реакторы, ЯТЦ, Иран, Мнения, Михаил Сторожевой


Rambler's Top100