Россия взялась за РАО

В России вплотную занялись юридическими аспектами обращения с радиоактивными отходами. Первое чтение закона "Об обращении с РАО" прошло в Госдуме 20 января. Там же создана межкомитетская рабочая группа для рассмотрения предложений и замечаний, поступающих перед вторым чтением.

После своего окончательного принятия закон запретит в нашей стране бездумное накопление РАО, определит источники финансирования и обеспечит создание фонда для безопасного захоронения отходов. Это станет шагом в правильном направлении, с чем согласны многие эксперты.


Руководитель Общественного совета по безопасному использованию атомной энергии в Иркутской области Юрий Фалейчик.

Создаётся система обращения с радиоактивными отходами, которая не допустит их накопления. Законопроект чётко определяет, что платит за всё загрязнитель. Создается специальный фонд, в котором будут аккумулироваться средства, направляемые на безопасное захоронение радиоактивных отходов. Таким образом, у этого процесса будут и ответственные исполнители, и необходимые финансы.

Могут вздохнуть спокойно органы местного самоуправления. Проект закона освобождает их от необходимости брать на себя какие-либо дополнительные полномочия. "РАО будут заниматься федеральные власти, госкорпорация "Росатом" и отдельные крупные производители РАО, которые возьмут на себя главное финансовое бремя по их захоронению", - отмечает председатель комитета Государственной думы РФ по экономической политике и предпринимательству Евгений Фёдоров.


Заместитель генерального директора госкорпорации "Росатом" Евгений Евстратов.

Замечу, что закон по РАО отличается тем, что в нём появляется законодательно закрепленный тезис, которого не было ни в каких нормативных актах РФ - обязательность захоронения радиоактивных отходов. В разных бытовых или научно-технических беседах слово "захоронение" употребляется, но законодательно его до сих пор нигде не закрепили.

В законе присутствует ещё один важнейший момент - обязательность обеспечения финансовыми ресурсами полного цикла обращения с РАО. Производители радиоактивных отходов обязаны заплатить за полный цикл обращения с ними.

Отрадно видеть, что многие экологи подключились к конструктивному обсуждению законопроекта, отвергнув позицию вечного отрицания. Конечно, в документе есть тезисы, которые их не устраивают. В интервью РИА Новости представитель "Гринпис России" Иван Блоков подчеркнул, что не смог понять, почему собственником хранилищ РАО может выступать "Росатом". Но есть и позиции, которые экологи разделяют полностью - например, запрет на ввоз, хранение и захоронение РАО.

Закон предлагает создать реестр и кадастр старых отходов. Директор природоохранных программ организации "Зелёный патруль" Роман Пукалов полагает, что нужно двигаться дальше: "Да, не зная, где, что и в каком количестве и условиях хранится, трудно расставить приоритеты. Но кроме этого необходимо проведение рекультивационных мероприятий на местах захоронения. И хорошо, что по закону подразумеваются чёткие обязательства по финансированию захоронения РАО, а размеры отчислений устанавливаются на основе единых тарифов".

Из нового закона будут вытекать два следствия принципиальной важности. Во-первых, с его принятием завершится процесс правового разделения РАО и ОЯТ. Отныне между этими двумя категориями нельзя будет ставить знак равенства, и дело замыкания в России топливного цикла получит мощную юридическую поддержку. Правда, собственно статус ОЯТ в нашей стране потребуется ещё определить при помощи нового закона об отработавшем топливе, разработка которого входит в планы "Росатома".

Второй момент - появление новых категорий отходов, в том числе, очень низкоактивных РАО (ОНАО). Понятие low-low waste существует в различных странах, развивающих атомную энергетику, однако в России до сих пор его не имелось.

Отсутствие категории ОНАО не только сказывалось на многих технологических процессах, но и приводило к настоящим курьёзам - например, то, что в Норвегии можно пить, в России подпадало под определение ЖРО. Это не значит, что россиянам следует срочно переходить на норвежское молоко. Но теперь его хотя бы не потребуется в обязательном порядке кондиционировать.


Заместитель генерального директора госкорпорации "Росатом" Евгений Евстратов.

Это (ОНАО) всё равно будут РАО, но их не надо цементировать, размещать в специальном контейнере. Для их безопасного захоронения достаточно поверхностное сооружение с системой гидроизоляции. Останется только засыпать их туда, сделать сверху глиняный отвал, поставить забор, флажок и забыть навсегда. Забыть, конечно, условно, поскольку вся информации о захоронении зафиксирована в кадастре пунктов захоронения. Спустя положенный срок мы приравниваем их к промышленным отходам.

ИСТОЧНИК: Владимир Рычин, AtomInfo.Ru

ДАТА: 09.02.2010

Темы: РАО, Россия, Мнения, Владимир Рычин


Rambler's Top100