Йордан Костадинов: весь регион следит за Белене

Мы предлагаем вниманию читателей фрагменты из интервью бывшего директора болгарской АЭС "Козлодуй" Йордана Костадинова газете Класса.

Владимир Путин ранее предложил Софии подписать три контракта - нефтепровод Бургас-Александруполис , газопровод "Южный поток" и АЭС "Белене". Какой из проектов является наиболее выгодным?

Для меня эти три проекта всегда шли вместе. Я полагаю, что так же думают и русские. Эти проекты взаимосвязаны. Если в "Бургас-Александруполис" Болгария не является самым успешным участником консорциума, то в других проектах у нас есть бонус, позволяющий нам это компенсировать. Так создаётся баланс.

Все три проекта вместе обеспечивают безопасность Болгарии, как политическую, так и энергетическую. Чтобы было понятнее, я скажу так - наша неуверенность в энергетическом секторе за последние 20 лет позволила Турции стать важным игроком в нашем регионе.

Турция является теперь второй по важности страной региона с точки зрения энергетических факторов. Если будет построен газопровод "Набукко", то Турция станет контролировать от 8 до 10% транзита мировых энергоносителей. Подобным не может похвалиться ни одна европейская страна.

Турция - государство с имперским мышлением. Она знает, как лучше "продать" свои успехи на переговорах о вступлении в Евросоюз. Мы, болгары, должны быть предельно осторожными и чётко придерживающимися своей позиции.

Недавно стало известно, что новый консультант по АЭС "Белене" будет выбран лишь в апреле. Задержка со строительством станции стала свершившимся фактом. Как Вы видите дальнейшую реализацию этого проекта?

Болгарская сторона по-прежнему не сказала, какой процент акций она хотела бы сохранить для себя. Мы ожидаем завершения технического проекта, потом его утверждения в агентстве по ядерному регулированию.


После выхода интервью НЭК Болгарии получил от российской стороны техпроект АЭС "Белене".

А потом будет вопрос: "Что делать?". Насколько я знаю русское законодательство, рабочие проекты не могут быть переданы другой стороне, с которой не подписан EPC-контракт (контракт на строительство, инжиниринг и поставку оборудования). Вопрос, когда договор будет подписан, и когда начнется строительство.

Поиски инвестора является длительным процессом, и новое болгарское правительство занимается этим в первый раз. Одно дело определить сроки, другое - их выполнить. Лично я не оптимист, и не питаю надежды на то, что проект может быть запущен до конца года. Выбранный путь для поиска инвесторов - самый длительный из всех возможных.

Не поставит ли это под сомнение реализацию проекта в целом? Соседние с Болгарией страны также стремятся к созданию АЭС…

Все в регионе следят сейчас за судьбой Белене. Если этот проект пойдёт, то он сделает ненужным многие из других проектов, которые находятся сейчас на стадии подготовки. Одна из вещей, оказывающих влияние на Белене - экономика, цена строительства станции. Она, я уверен, окажется в конечном итоге другой по сравнению с суммой, называвшейся вначале. Мы, болгары, склонны мешать сами себе.

В любом случае, этот проект будет дороже 10 млрд евро, не так ли?

Если подрядчик работает по контракту EPC, то государство обязано отвечать за инфраструктуру. Мы стремимся к возобновляемым источникам энергии. А это требует тщательной реконструкции нашей энергетической системы. Естественно, что строительство АЭС "Белене" повлияет на инвестиции в сети.

Электричество от АЭС "Белене" не будет ли идти в основном на экспорт?

Все говорят, что мы не нуждаемся в новых объектах, поскольку существующие электростанции производят электроэнергию, достаточную для удовлетворения наших потребностей. Но мой вопрос: что мы производим, чтобы компенсировать наш импорт? Единственное, что компенсировало бы дефицит - это экспорт электроэнергии.

У нас очень удобное географическое расположение и инфраструктура, у нас есть специалисты, которые могут работать. А электроэнергия является товаром, который можно продать.

Как вы думаете, запаздывает ли принятие новой энергетической стратегии страны?

В ходе обсуждения стратегии стало ясно, что это неплохая стратегия. Но нужно ещё добавить, на какой срок она принимается и когда её потребуется пересмотреть. Срок до 2020 года слишком короток для такого фундаментального документа. Чтобы построить объекты энергетики, даже самые элементарные, необходимо 6-7 лет.

Таким образом, стратегия должна приниматься на длительный период. Схожие мысли высказывает министр экономики, энергетики и туризма Трайчо Трайков. Он считает, что документ должен регламентировать развитие энергетики на период до 2030 года.


Йордан Костадинов родился в 1954 году. По профессии инженер, имеет высшее образование по специальности "Теплотехника". Он работал на различных должностях на АЭС "Козлодуй", в том числе, являлся генеральным директором станций. Костадинов был депутатом парламента Болгарии 40-ого созыва и занимал пост заместителя председателя комиссии по энергетике.

ИСТОЧНИК: Перевод AtomInfo.Ru

ДАТА: 08.02.2010

Темы: АЭС, Восточная Европа, Болгария, АЭС Белене


Rambler's Top100