Индийский урановый кризис - доклад Счётной палаты Индии

Индийское издание Frontline опубликовало пространные выдержки из доклада Счётной палаты Индии (Comptroller and Auditor General - CAG), содержащего анализ деятельности департамента атомной энергии (DAE) по обеспечению ураном эксплуатирующихся и строящихся АЭС.

Как уже сообщало электронное издание AtomInfo.Ru, доклад стал поводом для широкого обсуждения среди индийской общественности. Ниже мы приводим сокращённое изложение статьи из "Frontline".

Урановый кризис в Индии прогнозировался заранее

CAG пришла к выводу о том, что Индия, имея достаточные запасы урана для обеспечения работы атомной энергетики общей мощностью 10 ГВт(эл.) на тяжёловодных реакторах PHWR, не сумела правильно спланировать свои программы развития, что привело к образованию дефицита ядерного топлива.

Реакторы PHWR представляют собой первый этап в трёхстадийной ядерной программе Индии, предложенной известным учёным Хоми Баба. В 1984 году перед DAE была поставлена задача выйти на отметку 10 ГВт(эл.) тяжёловодных установок к 2000 году.

Вследствие снижения финансирования в 90-ых годах, сроки реализации намеченного были передвинуты на 2020 год, что нашло своё подтверждение в программном документе DAE "Vision 2020", подготовленном в 1997 году. Конкретные планы появились на свет только в 2001 году, но, как свидетельствуют аудиторы, в них не было уделено должного внимания вопросам топливообеспечения.

В программе DAE достаточно подробно были расписаны сроки ввода блоков с PHWR. В то же время, атомщики не сделали этого для "головы" топливного цикла - геологоразведки, добычи, переработки руды и фабрикации топлива. И это существенная ошибка, ведь от начала разведки на уран до выдачи первой продукции на руднике проходит, в среднем, 10-15 лет.

В мае 2000 года в DAE был создан комитет для оценки потребностей индийской мирной ядерной программы в уране. Спустя три месяца он подготовил тревожный доклад, в котором предсказывалось возникновение дефицита ядерного топлива в Индии, начиная с 2003-2004 годов. В декабре того же года к подобным выводам пришёл и ещё один из комитетов DAE.

Как известно, их прогнозы в итоге оправдались, и КИУМ индийских АЭС упал с 80% в 2002-2003 годах до 50% в 2007-2008 годах. Основная причина этого - дефицит топлива.

DAE начал строительство новых блоков, зная о нехватке урана

В период с 1999 по 2002 годы DAE обратился к правительству Индии за получением одобрения на строительство четырёх блоков с PHWR-220 - "Кайга-3", "Кайга-4", "Раджастан-5" и "Раджастан-6". Положительное решение от кабинета было получено, несмотря на имевшиеся прогнозы о нехватке урана для обеспечения работы новых блоков.

В августе 2001 года дорожная карта строительства индийских тяжёловодников обсуждалась на заседаниях комиссии по атомной энергии (AEC) Индии. Председатель комиссии и представители ядерно-энергетической корпорации (NPCIL) Индии заверяли, что DAE предпримет все необходимые шаги для обеспечения реакторов топливом. В реальности, этого сделано не было, и сроки пусков блоков подверглись существенной корректировке.

Контроль за положением дел в урановом секторе Индии осуществлялся на самом высоком уровне, однако, как отмечают аудиторы CAG, он производился, в основном, на неформальной основе. В DAE это обстоятельство объясняют "чувствительностью" ядерной программы.

В докладе Счётной палаты приводятся цитаты из протокола заседания AEC в ноябре 2006 года. Один из бывших председателей комиссии признал, что наличие процедуры периодического детального анализа доступных урановых ресурсов позволило бы избежать возникновения уранового кризиса. Аудиторы добавляют, что подобный механизм в индийской атомной отрасли не создан до сих пор.

Одной из причин неудовлетворительной подготовки атомщиков аудиторы видят в совмещении постов. В последние годы как департамент, так и комиссию по атомной энергии Индии возглавляет один и тот же человек (доктор Анил Какодкар), что, по мнению CAG, ведёт к возникновению конфликта интересов, и эта практика должна быть пересмотрена.

Добыча урана в Джарханде

Количество урана, необходимого для создания в Индии к 2020 году атомного тяжёловодного парка суммарной мощностью 10 ГВт(эл.), исчисляется как 101 600 тонн U3O8.

Эта величина получается, исходя из следующих предположений;

Следует отметить, что до момента наступления топливного кризиса некоторые из перечисленных параметров были превышены. Например, была достигнута глубина выгорания 7000 МВт×сут/т, а КИУМ составил 85%.

В сентябре 2007 года директорат атомных минералов (AMD) Индии рапортовал, что страна располагает следующими запасами урана - 107 268 тонн U3O8, из которых 71 159 тонн экономически целесообразны для добычи.

За период с 1966 по 2007 годы AMD передал в распоряжение урановой корпорации (UCIL) Индии 27 месторождений урана в различных регионах страны, а их запасы оцениваются в общей сложности как 93 259 тонн.

Помимо этого, прогнозируются большие резервы урана в поясе Сингхбхум (Singhbhum), штат Джарханд, где, по мнению геологов, может быть найдено до 48 тысяч тонн этого металла. Однако за последние десятилетия темпы проведения геологоразведки на уран в Индии существенно снизились.

На переданных месторождениях корпорация UCIL осуществляет добычу урановой руды и последующей конверсии её концентратов в диуранат магния, из которого в дальнейшем восстанавливается UO2.

Первый урановый рудник в Индии был открыт в октябре 1967 года в Джадугуде (Jaduguda). В 1986 году к добыче урана приступили в Бхатине (Bhatin), в 1995 - в Нарвапахаре (Narwapahar), а в 2003 - в Турамдихе (Turamdih). Все эти рудники находятся в штате Джарханд.

Переработка руды ведётся на ГОК в Джадугуде. Он введён в строй в 1968 году и имеет производительность 627 тысяч тонн руды в год. При этом, на четырёх рудниках можно добывать в год до 855 тысяч тонн руды, что означает несоответствие в 26,7% между возможностями шахтёров и ГОКа.

Столкнувшись с назревающим кризисом, корпорация UCIL перевела в 2006 году ГОК в Джадугуде на работу на производительности 110%. Несмотря на это, разрыв сохраняется, на складах накапливается непереработанная руда, а рудники в Джарханде в 2002-2007 годах были переведены на работу на 71-89% от их потенциальной производительности, несмотря на острую нехватку урана.

Загруженность ГОК в Джадугуде привела к срыву сроков ввода нового рудника в Бандухуранге (Banduhurang) с производительностью до 2400 тонн руды в день. Несмотря на то, что рудник должен был выйти на проектную производительность к апрелю 2007 года, добыча на нём до сих пор не начата, так как неизвестно, куда направлять руду для переработки.

Исправить ситуацию призвано строительство нового ГОК в Турамдихе, чьё торжественное открытие состоялось в конце прошлого года. В докладе аудиторов отмечается, что сооружение комбината шло с большими задержками и отставаниями от графика. Достаточно сказать, что первоначальным сроком его пуска предполагался март 2006 года.

Новые урановые рудники

В дорожной карте DAE указывается, что Индии необходимо приступить к разработке урановых месторождений Домиасиат (Domiasiat, штат Мегалайя), Ламбапур-Педдагатту (Lambapur-Peddagattu, штат Андра-Прадеш) и Гоги (Gogi, штат Карнатака).

Для этих месторождений характерно более высокое содержание урана в руде по сравнению с разрабатываемыми в штате Джарханд. Начало их разработки смещено, по последним данным, на 2012 год.

Стоит подчеркнуть, что месторождение Домиасиат было полностью обследовано в 1992 году. Предполагалось начать его разработку в кратчайшие сроки, но этого не сделано до сих пор.

Одной из причин задержки в Домиасиате называется недовольство со стороны определённых слоёв населения штата. С другой стороны, корпорации UCIL понадобилось 12 лет для подготовки проектной документации на рудник и ещё 2 года на её рассмотрение и ревизию. ОВОС рудника была завершена только в 2006 году.

Аудиторы приводят конкретные примеры неторопливости атомщиков в Домиасиате. Так, лицензия от министерства окружающей среды и лесов была выдана с трёхгодичным опозданием только потому, что корпорация UCIL передавала в министерство неполные комплекты документации.

По состоянию на середину 2008 года, DAE до сих пор не имел одобрения от властей Индии по финансовому плану для рудника в Домиасиате. Отсутствие денег вынуждает усомниться в возможностях департамента ввести рудник в строй в 2012 году.

Схожая история наблюдается для месторождений Ламбапур-Педдагатту и Гоги. Первое из них было передано в корпорацию UCIL в 2001 году. Предполагалось, что первый уран здесь будет добыт в 2006-2007 годах. Работы по строительству рудника и ГОК не могут начаться и сегодня в виду отсутствия разрешения от министерства окружающей среды и лесов.

Ещё хуже положение дел, сложившееся на месторождении Гоги (начало разработки по первоначальному плану - 2007 год). Его детальное обследование до сих пор не завершено, а у атомного департамента по-прежнему остаются сомнения в экономической целесообразности его разработки из-за наличия "внешних факторов, выходящих за пределы сферы ответственности DAE".

Альтернативные проекты

Столкнувшись с трудностями при освоении новых месторождений, DAE и UCIL приняли в июне 2002 года решение вернуться к замороженным проектам в поясе Сингхбхума, однако и в этом случае все установленные сроки оказались сорванными.

Речь идёт о следующих проектах:

Первую продукцию на Баджгате предполагалось получить в марте 2008 года. В реальности это произошло только в декабре 2008 года. Рудник в Мохулдихе со сроком пуска 2008 года не работает и сегодня - DAE нужно не менее двух лет для завершения всех экологических экспертиз. ГОК в Турамдихе был пущен с задержкой на 33 месяца.

Выводы

Оценивая деятельность DAE по развитию топливного цикла, аудиторы Счётной палаты пришли к следующим неутешительным выводам - программы атомщиков по добыче урана не соответствуют их же программам по пуску новых тяжёловодных блоков, и этот перекос сохраняется и в перспективных планах департамента на ближайшее десятилетие.

Отставание в добыче и переработке урансодержащей руды по известному эффекту домино приводит к срывам на всех последующих ступенях цикла, в том числе, фабрикации топлива и эксплуатации АЭС.

У аудиторов вызывает удивление то обстоятельство, что ни топливное агентство NFC, ни корпорация NPCIL не только не сигнализировали о дефиците горючего, но продолжали реализовывать программу по строительству всё новых и новых блоков с PHWR.

Более того, индийских атомщиков в ближайшее время ожидает новая беда. Мощности заводов агентства NFC, предназначенные для фабрикации топлива, недостаточны для обеспечения потребностей планируемого парка PHWR. Зная о дефиците урана, агентство скорректировало свои планы по строительству заводов в сторону снижения.

На практике это означает следующее - даже если завтра индийская атомная отрасль получит в своё распоряжение достаточное количество урана, за счёт ли собственных резервов или импорта, индийские АЭС всё равно не смогут улучшить свои показатели КИУМ из-за нехватки горючего. И на сей раз сдерживающим фактором выступит не горнодобывающий сектор, а заводы по фабрикации ядерного топлива.

ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru

ДАТА: 29.03.2009

Темы: Уран, Азия, Индия


Rambler's Top100