AREVA - чемпион для Европы и третьего мира

"Мы верили в светлое будущее атомной энергетики ещё в те времена, когда в него не верил никто", - утверждает глава французской группы AREVA Анн Ловержон. Её группа, контролируемая правительством Франции, строит первый за последние 20 лет в Западной Европе атомный энергоблок.

Под лозунгом "Без нефти, без газа, без угля и без выбора" Франция пошла по атомному пути в 1974 году, и теперь 80% её электроэнергии производится на АЭС. Но в определённый момент у Парижа появились сомнения, и правительственный доклад от 2002 года охарактеризовал атомную отрасль как "монстра без будущего", пишет The Economist.

Времена изменились, и атом вновь оказался в фаворе, благодаря страхам перед нестабильностью цен на нефть, стремлению к энергобезопасности и борьбой с глобальным потеплением. Франция вознамерилась сделать свой атомный опыт предметом экспорта.

Французский президент Николя Саркози рассматривает продажу ядерных реакторов как один из центральных аспектов своих дипломатических усилий. Атомная энергетика стала символом французского технологического прогресса и подтверждением статуса Франции как глобальной индустриальной державы. За полтора года пребывания у власти, Саркози объездил мир от Китая до Ливии, предлагая всем странам французские ядерные технологии.

У Парижа есть два достижения, которыми он гордится - это современный проект EPR, реализуемый в железе в отличие от основных конкурентов (AP-1000 и ESBWR), а также успехи французских инженеров в деле создания технологий переработки ОЯТ.

Блоки с EPR строятся в Финляндии (Олкилуото) и Франции (Фламанвилль), а вскоре к этим двум площадкам присоединится и китайский Тайшань. В группе AREVA прогнозируют, что до 2020 года французы смогут получить контракты на сооружение 60 блоков - треть мирового рынка - по цене 5 млрд евро за каждый.

Высокие капитальные затраты на строительство АЭС и неопределённость с ценами на другие энергоносители могут замедлить ядерный ренессанс. К счастью для атомщиков, многие правительства не отказываются от целей по борьбе с изменением климата и гарантированию энергопоставок. Следовательно, атомные проекты смогут рассчитывать на получение государственной поддержки, в том числе, и финансовых субсидий.

В Великобритании позиции французских атомщиков выглядят достаточно крепкими. Компания "Electricite de France" (EdF) приобрела здесь атомного оператора "British Energy" и намеревается построить на его площадках, как минимум, четыре новых блока. При этом, EdF подтверждает свой выбор в пользу проекта EPR.

На других рынках AREVA может потерпеть поражение. Так, в США французские атомщики и энергетики ставили на сотрудничество с генерирующей компанией "Constellation", рассчитывая на неё как на трамплин, который позволил бы вывести на американский рынок локализованный проект USEPR. Но в сентябре "Constellation" согласилась с тем, что она будет куплена компанией "MidAmerican", принадлежащей Уоррену Баффету (Warren Buffett).

Смена владельцев в "Constellation" ставит под угрозу все поданные в США заявки на строительство блоков с USEPR. Вполне вероятно, что место французских реакторов займёт технология от "General Electric" (GE), в которой Баффету принадлежит крупный пакет акций. Некоторые эксперты - в частности, Гарольд Фэйрфулл из консалтинговой фирмы "Consilium" - полагают, что GE будет доминировать на рынке атомных блоков в США и вытеснит оттуда французов.

Конкуренты группы AREVA с удовольствием отмечают трудности, возникшие на сооружении блоков с EPR в Европе. В Финляндии строительство "Олкилуото-3" отстаёт от графика на 3 года, а стоимость блока окажется на 1,5 млрд евро дороже первоначальной сметы в 3 млрд евро. На Фламанвилле проблемы появились едва ли не с первых же дней работы. AREVA и EdF считают это естественным и напоминают о значительном перерыве в атомном строительстве в Западной Европе. Задержки также связаны с нехваткой квалифицированного персонала, а это - общая беда атомного сектора во всём мире.

Наиболее вероятно, что Франция сделает основную ставку на продажу реакторов в страны третьего мира. Поездки Саркози в арабские страны вызывают беспокойство у экспертов-нераспространенцев. Стоит признать, однако, что большинство разговоров о строительстве АЭС в этом регионе ничем не закончится, и едва ли не единственным арабским государством, которое всерьёз заинтересовано в атомной энергетике, являются ОАЭ. Но Франция может найти и другие рынки сбыта - так, десятки реакторов EPR могут быть проданы в Бразилию, Китай и Индию.

Чтобы облегчить зарубежную экспансию, мадам Ловержон готова локализовать AREVA на важнейших рынках. Стоимость рабочей силы в атомной энергетике не слишком существенна на фоне прочих затрат, и AREVA может позволить себе нанимать дорогостоящих специалистов. "Мы создали в США больше рабочих мест, чем "Вестингауз" или GE", - утверждает Ловержон.

В октябре AREVA анонсировала планы по строительству машиностроительного завода в штате Виргиния. В Великобритании группа также говорит о возрождении атомного машиностроения. "Моя мечта заключается в том, чтобы в будущем нам помогал не только Николя Саркози, но и Барак Обама и Гордон Браун", - говорит Ловержон.

Зарубежные перспективы AREVA во многом определяются тем, сумеет ли группа освободиться от своей зависимости от французского государства. Николя Верон из бельгийского аналитического центра "Bruegel" напоминает - на многих рынках, таких, как американский, для AREVA было бы проще добиваться успеха в том случае, если бы она была бы обыкновенной частной компанией.

В 2005 году Париж отказал Ловержон в её намерениях выставить часть акций группы в свободную продажу. Правда, впоследствии она успешно противостояла планам французского правительства по созданию общенационального "суперконцерна", объединяющего AREVA, "Alstom" и "Bouygues". Атомщики хотят, чтобы у их клиентов оставалась бы возможность выбора по турбинам и другим компонентам блока.

Образование общефранцузского конгломерата также похоронило бы партнёрство AREVA и германского "Сименса". Последнему принадлежит сейчас 34% реакторного подразделения группы - "Areva NP". Разрыв с "Сименсом" поставил бы крест на планах французов в германском энергетическом секторе.

Окончательное решение по предложению о слиянии пока не принято. Источники в AREVA утверждают, что "сделка мертва", но другие эксперты не спешат с заключениями и обращают внимание на непредсказуемость действий и поступков французского правительства. Тем не менее, высока вероятность, что Саркози согласится с ненужностью дополнительного государственного вмешательства в работу AREVA, пишет в заключение "The Economist".

ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru

ДАТА: 06.12.2008

Темы: АЭС, AREVA, Франция, EPR-1600


Rambler's Top100