Николай Сальников: для атомной энергетики недоучки-инженеры не годятся

Ректор Обнинского Государственного технического университета атомной энергетики (ИАТЭ) Николай Сальников рассказал Агентству национальных новостей о специфике подготовки кадров для атомной энергетики.

Программой развития атомного энергетического комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года, одобренной Госдумой РФ и подписанной президентом РФ, предусмотрено комплексное развитие ядерной энергетики: планируется вводить в эксплуатацию по 2 энергоблока в год мощностью 2 ГВт. Принятие Программы ставит новые серьезные задачи перед отраслевой системой подготовки специалистов. В частности, речь идет об увеличении числа выпускаемых инженеров-атомщиков.

Готовы ли к этому российские вузы, что необходимо изменить в системе подготовки выпускников, справятся ли с возросшими нагрузками учебные заведения высшей школы, готовящие кадры для отрасли?

"Наш университет занимает одно из ведущих мест в стране по подготовке специалистов-атомщиков, - рассказывает Николай Леонидович. - Всего вуз готовит порядка 200 человек в год. При этом со всей ответственностью могу сказать, что 60% наших выпускников устраиваются работать по специальности, т.е. на атомные станции, а еще, примерно, до 30% - в институты и профильные организации атомной промышленности.

Но прежде, чем приступить к работе на объекте повышенной опасности, в число которых, безусловно, входят и объекты атомной энергетики, выпускник вуза должен сдать массу специальных экзаменов. В общей сложности, процесс практической адаптации выпускника применительно к конкретному месту работы занимает в среднем 2,5 года, что, согласитесь, очень много. И этот срок сегодня не устраивает, в частности, работодателей. Получается, в общей сложности, чтобы сформировался полноценный специалист, требуется 8 лет!

Кто виноват в этом? Надо учесть, что сегодня при подготовке специалистов-атомщиков вузы руководствуются государственным стандартом, под который выделяется финансирование, и наш выпускник, в соответствие с госпрограммой, получает общее образование. Конечно, если бы мы были уверены в том, что он пойдет работать на конкретную АЭС, можно было бы скорректировать его обучение. А это как раз и требует выхода за рамки госстандарта, и, как следствие, затрат на "доводку" специалиста еще в вузе. Но такого заказа у нас от государства на сегодняшний день нет".

Инициативу по его формированию, как считает ректор, должны взять в свои руки работодатели, гарантировав, что после окончания вуза они возьмут молодого специалиста на работу. В свою очередь, и студент должен гарантировать, что после завершения учебы придет на работу на выбранную им АЭС. Чтобы это произошло, необходимо заключить контракт между тремя заинтересованными сторонами - студентом, организацией-работодателем и вузом. Вот тогда и появится реальная возможность готовить кадры "под ключ".

"К сожалению, к такой форме работы на сегодняшний день работодатели не готовы, хотя принципиально с ней и согласны, - говорит Николай Леонидович. - Прежде всего, потому, что не готово к этому наше законодательство. Оно не гарантирует работодателю исполнение студентами обязательств. Если, к примеру, студент их не выполнит и пойдет работать в другое место, работодатель опасается погрязнуть в судебных тяжбах, связанных с нарушением договора".

По мнению Николая Леонидовича, решением проблемы сокращения сроков подготовки специалистов для атомной отрасли могло бы стать проведение стажировок на будущем месте работы, например, не с четвертого курса, а с третьего. Но и тут возникают проблемы.

"У атомных станций нет такого количества мест в общежитиях, чтобы принять всех наших студентов - говорит ректор. - Просто нет физически. Поселить студента в гостинице стоит, например, до 800 руб. в сутки. Какой студент сможет оплатить свое проживание? А платить за студентов мы не в состоянии, бюджет таких денег нам не дает.

С этим связаны и другие проблемы молодых специалистов. Станции, как правило, берут на работу "своих" - выпускников, которые приехали учиться из атомных городов. Но опираться только на такой способ привлечения кадров в отрасль было бы ошибочно - нужен приток "свежей крови".

"Например, два года назад, я провел свой собственный блиц-опрос среди студентов, - говорит Николай Леонидович. - Я спрашивал: хотят ли они вернуться и остаться работать у себя, например, на Курской АЭС или поехать на Смоленскую? Половина опрошенных не хотела бы возвращаться домой".

Другим выходом из ситуации могла бы стать система переподготовки работников атомной энергетики, считает собеседник, и получение высшего профильного образования работниками АЭС, которые имеют среднее образование.

"Они также могут частично закрыть потребности отрасли в специалистах, - говорит ректор. - Если работающие ребята ориентированы на учебу, на профессиональный рост, надо предоставить им возможность получить профильное образование. У такой системы есть бесспорные преимущества - заочников не надо отрывать от производства, чтобы они ездили сдавать сессию. Экзамены они сдают непосредственно на станции, без отрыва от работы - работодатели это только приветствуют".

Но у вечернего образования есть и недостатки. Так, например, студенту дневного отделения полагается 54 учебных часа в неделю, из которых 28 часов он занимается с преподавателем, а студент-вечерник получает 16 аудиторных часов - все остальное время он учится самостоятельно. Такое обучение, конечно же, не панацея, но очень важный фактор, который обязательно нужно использовать для успешного решения кадровой проблемы в отрасли.

Другой формой содействия реализации Программы по развитию атомной энергетики в области подготовки кадров, по мнению Николая Леонидовича, могло бы стать адресное финансирование вузов, готовящих специалистов для АЭС. В России их девять. Каждый из вузов мог бы готовить кадры для своего региона. Но здесь необходимо выделить приоритеты, чтобы не распылять средства - т.е. речь идет о конкурсности. Даже внутри вуза можно приоритетно финансировать отдельные факультеты.

"Если мы раздадим всем сестрам по серьгам, - считает ректор, - то ничего не получим. Нужно целенаправленное вливание, необходима конкуренция, деньги нужно распределять, исходя из фактического приобретения отраслью специалиста того или иного вуза. Эти деньги можно было бы использовать и на улучшение материальной базы вузов. Например, если посмотреть на ситуацию, то нетрудно увидеть, что сегодня все учебные заведения, готовящие кадры для отрасли, работают на пределе. Например, наш вуз работает с утра до вечера в три смены, и нагрузку сейчас, согласно стоящим перед нами задачам, необходимо увеличивать. Это неизбежно отразится на качестве обучения.

Проблему мог бы решить новый корпус, который сейчас строит университет, но при существующих объемах финансирования строить его будем 20 лет. Если только в рамках федерального национального приоритетного проекта "Образование", в котором мы участвуем, не получим денег на завершение строительства. Завершение строительства даст университету дополнительно 15 тыс. кв. м учебных площадей, на основе которых можно провести реорганизацию, и в два раза увеличить количество выпускников по энергетическим специальностям".

И надо в обязательном порядке всеми силами стараться привлекать абитуриентов на факультеты, которые готовят кадры для отрасли. В ближайшее время страну ожидает демографический кризис, - т.е. уменьшение числа молодежи, а, следовательно, и студентов. Привлечь их на профильные специальности можно, повысив стипендию, например, на 20%, есть реальная возможность повысить ее и больше.

"Так было в советское время, когда мы, тогда еще студенты, получали повышенную стипендию - вместо 40 рублей 50. Главное, что для этого требуются не такие уж большие деньги, а получают их, естественно, те студенты, которые хорошо учатся. И я уверен, 70-80% выпускников пойдут работать по специальности - т.е. на атомные станции".

ИСТОЧНИК: АНН, Константин Липихин

Темы: АЭС, Россия, Кадры


Rambler's Top100