Виктор Мурогов: проблема не в студентах, а в профессорах

14-16 мая в МАГАТЭ прошёл семинар, посвящённый проблематике управления ядерными знаниями. Электронное издание AtomInfo.Ru обратилось к Виктору МУРОГОВУ с просьбой рассказать об основных вопросах, обсуждавшихся на встрече.

Виктор Михайлович принимал участие в семинаре как представитель Российской ассоциации ядерной науки и образования (РАЯНО), Обнинского Технического Университета Атомной Энергетики (ИАТЭ) и ЦИПК.

На семинар в штаб-квартире МАГАТЭ были приглашены ведущие специалисты в области управления ядерными знаниями из 32 стран.

Первый вопрос, который был поставлен на обсуждение, касался задач Атомного Агентства. Участники согласились с тем, что МАГАТЭ необходимо выработать стратегию управления знаниями, а также разработать методологии, руководства, стандарты и процедуры управления и сохранения знаниями. Ещё одним направлением деятельности агентства в этой области должна стать организация международной кооперации. Таким образом по единому мнению участников Совещания МАГАТЭ должно стать Координатором Региональных (национальных) Центров Управления Ядерными Знанмями.

Из той дискуссии, которая состоялась на семинаре, я бы отметил следующее - участники, среди которых была и заместитель генерального директора МАГАТЭ Анна Мария Сетто (Anna Marie Cetto), говорили о ренессансе. Но если мы обратимся к истории, то увидим, что ренессансу предшествуют стагнация, а то и инквизиция. Для того, чтобы вступить в эпоху ренессанса, нам нужно избавиться от стагнации и сохранить то, что было не востребовано.

Отсюда возникает задача. Сохранить всё невозможно, следовательно, необходимо определить, что и почему требуется сохранять.

Дискуссия показала, что у нас не так много достижений, которые сейчас не используются, но неизбежно будут востребованы в дальнейшем. Точный список таких достижений зависит от того, какое будущее нас ожидает. По общему мнению всех участников, одна из основных глобальных задач ЯЭ - обеспечение практически неисчерпаемого источника доступной энергии. Решение этой проблемы известно - в структуре атомной энергетики должны появятся быстрые реакторы-бридеры, и мы должны перейти на замкнутый топливный цикл.

Но, по состоянию на сегодняшний день, у нас нет в коммерческом исполнении ни того, ни другого. Я отмечал в своём докладе на семинаре, что мир занимается быстрыми реакторами свыше 60 лет, но в программе "Generation IV" до сих пор рассматриваются три направления реакторов на быстрых нейтронах. У нас по-прежнему нет коммерческого проекта быстрого реактора.

Над замыканием ЯТЦ также работают в течение 50-60 лет. Единственное, что было сделано выдающегося - это успех французской "COGEMA", но он касается, фактически, оружейного плутония.

Ещё один момент, который надо иметь в виду. Если ядерная энергетика действительно пришла всерьёз и надолго, то ей следует задуматься не только над генерацией электричества, но и о таких вопросах, как теплоснабжение, обессоливание и производство водорода. Значит, нам нужны высокотемпературные реакторы, малые реакторы и АТЭЦ. Таких установок сейчас тоже практически нет, хотя разговоры о них ведутся длительное время. Вы не увидите ни одного инновационного малого реактора, который был бы построен для гражданских целей.

Если рассматривать более далёкую перспективу, то можно увидеть, что без 233U в смеси с 238U как альтернативы природному урану не обойтись. Значит, уже в конце XXI века неизбежно появление ториевого цикла. Кстати, у нас в России - в том числе, в ФЭИ - были в своё время сделаны интересные наработки по ториевым технологиям, но сейчас многие из них заморожены.

Ясно, что всё перечисленное выше входит в список направлений, по которым обязательно требуется сохранять знания. Сюда можно добавить также ядерный космос и малую энергетику. Всего получается от пяти до семи тем, по которым нужно сохранять накопленный опыт и знания.

Но что означает на практике "сохранение и управление знаниями"? С одной стороны, мы говорим об отраслевых знаниях - знаниях для индустрии, научно-исследовательских институтов, эксплуатирующих организаций, университетов и регуляторов (для этих направлений МАГАТЭ уже подготовило соответствующие руководства).

Другое направление связано с сохранением знаний по тем технологиям, которые я перечислил выше. В частности, большая работа ведётся по быстрым реакторам. Ведущую роль в этом играет Россия (ФЭИ), наряду с Францией, Индией и Японией. В ближайшее время, например, будет создаваться база данных по всем источникам-публикациям по быстрым реакторам.

Возвращаясь к майскому семинару, могу сказать, что он касался вопросов стратегии. МАГАТЭ осознало, что задача сохранения знаний - не просто академическая задача. Она выходит на межправительственный уровень. Не случайно, на открытии семинара выступала мадам Сетто, которая курирует в агентстве департамент технического сотрудничества, с полным правом считающийся в МАГАТЭ самым мощным с точки зрения финансирования.

При поддержке этого департамента, создаются региональные сети сохранения знаниями. Есть уже азиатская, европейская и латиноамериканская сети. Речь шла о необходимости создать подобную сеть и в Восточной Европе. Поэтому на семинар была приглашена делегация от России, в состав которой входили также и Эдуард Феликсович Крючков от МИФИ.

Воспользовавшись случаем, хочу объявить, что 14-16 июня 2008 года в Обнинске пройдёт встреча между Евросоюзом и Росатомом по проблеме сохранения ядерных знаний. Эта тема продолжит оставаться и в числе важнейших направлений работ МАГАТЭ. В частности, предусмотрено рассмотрение вопросов сохранения знаний во время научной сессии, которая будет приурочена к очередной генеральной конференции МАГАТЭ в конце сентября - начале октября 2008 года.

Что ещё хотелось бы добавить по итогам семинара в Вене? Приведу цифры, которые произвели на меня удручающее впечатление. В мощной ядерной державе России есть только два действующих университетских реактора - в МИФИ и Томске. В стагнирующих - по выражению самих американцев - Соединённых Штатах осталось 17 таких установок.

В таких странах, как Чехия и Венгрия, есть по одному университетскому реактору. Чехия готовит 12 студентов-атомщиков в год, но реактор VRABEC в их вузе находится в отличном состоянии. Я ещё раз повторю - мы говорим о реакторе для обучения студентов, а не для проведения исследований!

Как мне кажется, у нас в России при создании Федерального ядерного университета нужно обязательно запланировать создание "вузовских" реакторов для регулярных занятий-тренинга, а не только визитов и практик на действующие АЭС.

Но нам нужны не только реакторы, но и преподаватели! Раньше считалось, что главная проблема сохранения ядерных знаний - это наличие студентов. Но теперь поняли, что студенты появятся, как только им будут предложены хорошие финансовые условия (стипендия и т.п.).

Настоящая проблема заключается в профессорах. В Чехии осталось полтора профессора на десяток студентов! В Германии, Швеции профессоров в области ядерной энергетики не осталось вообще. Что касается России, то назову лишь один статистический факт - средний возраст наших атомных профессоров уже превысил среднюю продолжительность жизни в России.

В этих условиях можно говорить только об одном - об инвентаризации научных школ и профессоров, а также об инвентаризации экспериментальной базы для вузов. С подобным предложением на семинаре выступили делегации России и США.

Ну и конечно же, участники семинара не обошли стороной вопрос о различии национальных программ сохранения ядерных знаний. Вот посмотрите - есть Филиппины, где двадцать лет назад американцы начинали строить ядерный реактор. Этой стране сейчас нужно думать о том, кто будет его достраивать - искать для этого зарубежную фирму и т.д.

А вот другая ситуация - Соединённые Штаты, перед которыми стоит задача, как спасти и сохранить свою школу быстрых реакторов. И первый, и второй случаи формально подпадают под определение "сохранение ядерных знаний", но очевидно, что подходить к ним нужно совершенно по-разному.

В качества заключения по совещанию, могу сказать следующее.

ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru

ДАТА: 20.05.2008

Темы: Ядерные знания, Кадры, МАГАТЭ, Интервью, Виктор Мурогов


Rambler's Top100