Василий Семашко: четвёртая лишняя

По рекомендациям МАГАТЭ, при выборе места строительства АЭС должно быть разведано, как минимум, две площадки. В Беларуси эти требования решили перевыполнить. В качестве кандидатных, у нас рассматриваются аж четыре площадки - две основных и две резервных.

 Карта Беларуси с отмеченными кандидатными площадками

Но достаточно кинуть беглый взгляд на карту Беларуси, чтобы убедиться - основные площадки расположены в Могилевской области, причём, одна из них на территории, пострадавшей от чернобыльской аварии. Резервные площадки почему-то выбраны на севере Беларуси, в краю красивейших озёр, белорусских курортов и вблизи заповедников.

Как известно, почти треть территории Беларуси - в основном, это южные районы - попала в своё время под чернобыльские выбросы. Строительство АЭС в "чистой" северной части вызовет соответствующую реакцию в белорусском обществе. Не зря, ещё в ноябре 2007 года, тогдашний фактический руководитель белорусского атомного проекта заместитель председателя президиума Национальной академии наук Республики Беларусь Владимир Тимошпольский сказал - он на 90% уверен, что АЭС будет в Могилёвской области.

Поскольку в государственной прессе Беларуси ход изыскательских работ практически не освящается, а координаты площадок показаны весьма приблизительно, то для получения достоверной информации приходится самому выезжать на место.

При случае, я обратился к председателю президиума Национальной академии наук Беларуси Михаилу Мясниковичу с просьбой подробней рассказать о четвёртой площадке. Он с готовностью согласился, предложив перезвонить ему через несколько дней. Но беседы, к сожалению, не получилось - помощники академика в телефонном разговоре предложили мне связаться с другим ведомством. Поэтому, как и раньше, мне пришлось собираться в дорогу самому.

В озёрном крае

Четвёртая, "Верхнедвинская" площадка находится, как следует из её названия, в Верхнедвинском районе на севере Беларуси в Витебской области. Название городу и району дает протекающая здесь Западная Двина - одна из главных рек Беларуси. За Верхнедвинским районом Западная Двина течет по территории Латвии и там именуется Даугавой. А в Верхнедвинске в Двину впадает река Дрисса.

Вообще, в этой местности рек в достатке. Если Беларусь называют краем "Блакитных озёр", то в самой Беларуси титул "Края озёр" заслуженно принадлежит северу республики - Витебской области. Кроме водоёмов, здесь в достатке и лесных угодий.

Стоит отметить, что часть территории Верхнедвинского района считается пограничной зоной.

Имея на руках приблизительную схему расположения площадки, езжу по разбитым сельским дорогам, стараясь увидеть геологоразведочную технику. Безрезультатно. Следов геодезической разметки, которыми изобилуют площадки в Могилевской области, тоже не видно.

Останавливаюсь у заправляющегося в поле вертолёта, с которого идет распыление сельскохозяйственных химикатов - с высоты пилот видит больше. Но и он помочь не может. Лишь двое парней, с утра осчастлививших себя "недорогим" вином, вспомнили, что вблизи их деревни на прошлой неделе работали буровые машины.

Обращаюсь к председателю одного из сельсоветов. О том, что здесь выбрана одна из площадок под АЭС, он знает, но буровую технику у себя на территории не видел. Желая мне помочь, обзванивает коллег из соседних сельсоветов. Результат таков - кто-то где-то что-то видел несколько недель назад.

Приходится просто ездить по окрестным посёлкам, расспрашивать жителей и надеяться на то, что удастся увидеть свежую геодезическую разметку красных и жёлтых столбиков. Повезло только под вечер. В посёлке Волынцы мне рассказали, что здесь на территории местной мехколонны несколько недель назад ставили свою технику геологи. А один из местных жителей работает в этой мехколонне и успел с геологами сдружиться.

Щёлкните левой клавишей мыши для просмотра полной версии

В плане информированности для меня он оказался очень ценным источником. Так я узнал, что геологи выезжали на бурение в районы деревушек Бубны, Антоново, Князево, Фрейзово. В настоящее время геологов в Волынцах нет. "Может, переместились в другое место, а может, вообще уехали, сделав работу", - заключает собеседник.

Второе больше соответствует действительности - нет смысла геологам переносить место базирования на несколько десятков километров. Тем более, что в окрестностях их тоже не было заметно.

Решаю съездить в деревню Князево, где шли изыскания.

Небольшая деревенька Князево похожа на большинство населённых пунктов в этой местности, с которой я уже успел неплохо познакомиться. Ухабистая дорога, половина - а то и более - хат стоят пустыми, практически не видно молодёжи. Магазина, школы и других социально-бытовых объектов в деревне нет. Периодически приезжает сюда автолавка.

Кстати, все кандидатные площадки под белорусскую АЭС находятся среди таких вымирающих деревень.

Знакомлюсь с местными жителями Сергеем и Антониной Циро. Всю жизнь проработали в местном колхозе. Теперь на пенсии, несмотря на почтенный 70-летний возраст, они содержат солидное хозяйство. Двенадцать овец, две коровы, курицы, конь.

Жизнью довольны, и благодарят за это государство: "Раньше земли было мало, а теперь бери, сколько хочешь - заброшенные поля кругом. Хочешь - сено коси, хочешь - скот паси". Колхозы едва существуют, старики умирают, а молодежь уезжает из вымирающих деревень - поэтому появилось много невозделываемых полей.

Сергей подтверждает, что, действительно, геологи работали около деревни несколько недель назад: "Работали сразу за деревней. У меня в пруду воду брали". Сомнений нет - как в Красной Поляне, в Кукшиново и под Островцом, здесь также бурение велось с применением воды.

В указанном месте поля перечеркнуты сеткой следов от геологоразведочной техники повышенной проходимости. Почва на этой, в целом равнинной, местности с множеством рек - по количеству которых район в числе первых в Беларуси - пропитана водой. Иду по следам в надежде увидеть хоть один столбик геодезической разметки - тщетно.

Позже узнал, что финансирование на разведку резервных площадок было значительно меньше, чем для основных. То есть, изначально было ясно, что разведка площадок на севере Беларуси - формальность для МАГАТЭ.

В плане экологической обстановки район чистый. Один из главных загрязнителей этого региона Беларуси - новополоцкий "Нафтан" - находится примерно в 45 км от Верхнедвинска.

Менее чем в 30 км от площадки находится Освейское озеро - второе после Нарочи озеро в Беларуси. В этих местах любят отдыхать и охотиться зарубежные туристы. На берегу озера находится поселок Освея с рыбхозом и лошадиной фермой. Среди туристов популярны конные прогулки вокруг озера. Прилегающая к озеру территория объявлена республиканским ландшафтным заказником. Ещё на территории Верхнедвинского района есть семь заказников местного значения. Регион относится к Балтийскому водному бассейну.

Рядом проходит граница с Российской Федерацией, и неудивительно, что в этой живописной местности россияне приобретают дома под дачи.

Если рассматривать площадку под АЭС, приняв в качестве точки отсчёта деревню Князево (55*45r 42,6 N; 28*15r 19,8 E в координатах 1942 года), то получаются следующие расстояния:

За день езды по Верхнедвинскому району встречался со многими местными жителями. Каждому задавал вопрос о том, как он относится к АЭС в этих местах. Подавляющее большинство было против.

Часть жителей в принципе выступала против атомной энергетики в Беларуси, другие полагали, что АЭС стране необходима, но строить её нужно в местности, пострадавшей от чернобыльской аварии.

В Верхнедвинском районе проживает много переселенцев из чернобыльских мест. Запомнилась беседа с председателем Кохановичского сельсовета Валерием Ермоленко. Он много рассказывал об уникальности района, об его природных и культурных достопримечательностях.

Коснувшись "атомных перспектив", Валерий сказал так: "Для района АЭС будет спасением - молодёжи работа будет. А то бегут все отсюда. Старики умирают, детей почти не рождается". Но, прощаясь, председатель всё-таки произнёс: "Дай-то Бог, может, пронесёт нас с этой АЭС".

ИСТОЧНИК: Василий Семашко для AtomInfo.Ru

ДАТА: 19.05.2008

Темы: АЭС, Восточная Европа, Белоруссия, Василий Семашко


Rambler's Top100