Реакторы MAPLE - символ заката канадского атома

Один из старейших в мире исследовательских реакторов продолжает работать в канадских лабораториях Чок-Ривер, несмотря на то, что срок его службы окончился три года тому назад. Ветеран вынужден оставаться в строю, так как никто не может заменить его на рынке медицинских радиоизотопов, пишет научный обозреватель газеты Toronto Star.

В соседнем с реактором NRU здании стоят без дела два новеньких "с иголочки" реактора MAPLE, специально спроектированных для производства радиоизотопов. Восемь лет назад они должны были прийти на смену NRU и позволить атомному ветерану уйти на достойную пенсию. Но этого не произошло, и причиной тому стали возмутительные ошибки корпорации AECL, бывшей некогда одним из мировых лидеров в реакторостроении.

Среди претензий, предъявляемых к канадским атомщикам - непроверенный и слишком сложный реакторный проект, слабость контроля качества изготовления оборудования, что сказалось даже на системе АЗ, и необъяснимые ошибки в расчётах эффектов реактивности.

Многие эксперты и инсайдеры в канадской атомной отрасли называют неспособность AECL пустить реакторы MAPLE истинной причиной изотопного кризиса в конце 2007 года, повлёкшего за собой беспрецедентные события - прямое вмешательство парламента во взаимоотношения атомщиков и регуляторов, а также увольнение президента службы атомнадзора Канады Линды Кин.

Ещё одним фактором, ответственным за изотопный кризис, можно назвать отказ либерального правительства Жана Кретьена выделить 500 млн долларов на постройку исследовательского реактора CNF (Canadian Neutron Facility), который также был бы способен заменить NRU как производителя радиоизотопов.

За последнее десятилетие к корпорации неоднократно предъявлялись претензии в связи с различными проблемами в лабораториях Чок-Ривер. В последнем по времени докладе аудиторской службы утверждается, что AECL потребуется вложить 600 млн долларов в модернизацию лабораторий в течение ближайших пяти лет. Для сравнения, всего на эти цели из федерального бюджета, начиная с 2002 года, было выделено только 34 млн долларов.

Газета напоминает, что у изотопного кризиса были тревожные предвестники. Ещё в октябре 1998 года в "Toronto Star" была напечатана редакционная статья, в которой говорилось - реактор NRU находится при смерти, и если не предпринимать усилий по его срочной замене, то Канаде угрожает "дефицит нейтронов".

Высшее руководство AECL неоднократно вызывалось на ковёр в регулирующие органы, где от него требовали ответов - с чем связаны постоянно возникающие проблемы при эксплуатации реактора NRU, и на каком основании корпорация не исполняет предписаний атомнадзора по укреплению безопасности реакторной установки?

В июне 2005 года, инспектора комиссии по ядерной безопасности Канады подготовили письменный документ, в котором отмечалось - персонал реактора NRU склонен к "избыточному доверию и самодовольству", а также страдает от нехватки культуры безопасности. Судя по всему, то же самое можно сказать и о тех сотрудниках AECL, что участвовали в проекте MAPLE.

Частная компания "MDS Nordion", обеспокоенная неблагоприятными перспективами NRU, задумалась в своё время о строительстве новых реакторов. Как ожидалось, две установки MAPLE - одна действующая и одна резервная - обойдутся в 160 млн долларов и начнут работу в ноябре 2000 года. Частники и королевская корпорация заблаговременно подписали соответствующий контракт.

Однако вычурность проекта и неаккуратность сотрудников привели к тому, что физпуск MAPLE был сорван. Интересно, что AECL на протяжении трёх месяцев не решалась сообщить регуляторам - не прошла испытаний даже система аварийной защиты, из-за конструктивных недочётов оказавшаяся неспособной надёжно заглушить реактор.

Срыв сроков вкупе с постоянным перерасчётом сметы привёл к тому, что "MDS Nordion" в сентябре 2005 года окончательно отказалась от своего интереса к MAPLE. Компания передала атомщикам право собственности на злополучные реакторы, подписав взамен 40-летнее соглашение о покупке радиоизотопов.

Печальная судьба реакторов MAPLE поставила жирное пятно на международную репутацию корпорации AECL как производителя реакторных технологий и оказала негативное влияние на её попытки продвинуть на рынках новую модель энергетических реакторов CANDU.

Болезненнее всего неудачу перенесли старые кадры - отставные инженеры, управленцы и регуляторы, много сделавшие для становления канадской атомной отрасли. Один из бывших руководителей крупного атомного объекта на условиях анонимности высказался так: "Канада имела огромные преимущества в фундаментальных ядерных исследованиях, реакторных технологиях и производстве изотопов. Теперь мы перестали быть конкурентоспособными во всех трёх перечисленных областях. Это печально, очень печально".

ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru

ДАТА: 22.01.2008

Темы: Канада, Исследовательские реакторы, Ядерная медицина


Rambler's Top100