Если не удастся похоронить ядерные отходы, то они похоронят ядерный ренессанс

Обхватив рукой тёплый контейнер, нагреваемый изнутри радиоактивными материалами, Уолтер Хип с уверенностью говорит о том, что его содержимое может храниться безопасным образом на протяжении нескольких десятилетий. Он не желает задумываться над возможными последствиями отказа Швейцарии от строительства долгосрочного подземного хранилища. "У нас нет плана "B". Нам нужно окончательное захоронение отходов на территории Швейцарии", - приводит его слова газета Нью-Йорк Таймс.

Практически полное отсутствие выбросов CO2 у атомных станций побуждает промышленность всего мира с энтузиазмом говорить о перспективах АЭС как экологически чистого источника энергии. Но сохраняется одно серьёзное препятствие - за пятьдесят с лишним лет, прошедших после пуска первого ядерного реактора, никто так и не справился с задачей сооружения долгосрочного хранилища ядерных отходов.

Промышленность и правительства ищут способы отделаться от отходов - если говорить о Соединённых Штатах, то можно вспомнить об известном проекте "Гора Юкка". Им мешает сохраняющаяся антипатия населения к ядерным объектам. Нежелание людей видеть рядом с собой ядерный могильник делает архисложной задачу по выбору для него подходящего места, а следовательно, уменьшает надежды на ядерный ренессанс.

"В первые десятилетия атомного развития проблеме обращения с ядерными отходами не уделялось должного внимания. Сегодня мы пожинаем плоды прошлого пренебрежения в виде сомнений общества и политиков в безопасности отрасли. Если мы не сможем развеять эти сомнения в ближайшем будущем, то все амбициозные планы по расширению атомного сектора в общемировом масштабе будут отложены", - считает Томихиро Танигучи, заместитель генерального директора МАГАТЭ.

Во всём мире РАО и ОЯТ хранятся во временных сухих или мокрых хранилищах, которые зачастую даже не помещены под землю. Очевидно, что такое положение дел заставляет задуматься об опасностях нападения террористов и о способности человечества осуществлять эффективный контроль над ядерными материалами за периоды, во много раз превышающие всю историю нашей цивилизации.

Сократить объёмы отходов возможно, если прибегнуть к рециклированию ОЯТ в ядерных реакторах. Это позволит сократить общие объёмы отходов и снизить их радиотоксичность. Однако ни один реактор не в состоянии полностью разрушить все ядерные отходы, и поэтому Танигучи и его коллеги из МАГАТЭ признают - окончательным решением проблемы станет долгосрочное захоронение среди глин и скальных пород.

Финская компания "Posiva", отвечающая за обращение с ядерными отходами, роет туннель на острове Олкилуото в надежде получить разрешение на обустройство здесь долгосрочного хранилища на глубине четверть мили под землёй. Оно может быть открыто в 2020 году. Финны надеются доказать возможность и целесообразность долгосрочного геологического захоронения и сэкономить в итоге немалые средства, тратящиеся на промежуточные хранилища отходов.

Но Финляндию можно назвать счастливым исключением. Во-первых, большинство местных жителей в Олкилуото поддерживают атомную энергетику, ведь эксплуатирующаяся здесь АЭС даёт им работу и обеспечивает своими налогами важный вклад в муниципальную казну. Во-вторых, геологические характеристики острова выглядят благоприятными с точки зрения долгосрочных прогнозов.

А вот в других частях света попытки договориться о судьбе ядерных отходов наталкиваются на ожесточённое сопротивление. В США на протяжении десятилетий власти штата Невада оспаривают федеральный проект "Гора Юкка". В 2002 году президент Буш одобрил план по строительству долгосрочного хранилища, но на его декрет было наложено вето со стороны губернатора Невады. Хотя конгрессу удалось преодолеть губернаторский запрет, и администрация планирует открыть хранилище в 2017 году, мало кто верит в реальность предлагаемого графика.

Оппозиция невадцев заставляет Вашингтон задуматься о целесообразности сохранения транспарентности в вопросе о ядерных отходах. "Добиться поддержки со стороны местных жителей почётно. Но если вы сделаете их согласие обязательным условием для начала строительства хранилища, то… я не хочу сказать, что вы проиграете, но вы должны быть готовы к подобному исходу", - полагает Эдвард Спроут, директор федерального офиса по обращению с гражданскими ядерными отходами.

В Японии, где треть электричества производится на АЭС и планируется дальнейший рост атомной генерации, центральное правительство предлагает субсидии в размере 17 миллионов долларов в год тем районам, которые согласятся на размещение у себя ядерных могильников.

В январе этого года, небольшой городок Тойо в южной Японии стал первым кандидатом на получение такой субсидии. Однако дальнейшие события приняли неожиданный оборот. Некоторые из членов городского самоуправления и часть жителей выступили резко против атомных планов. Мэру пришлось объявлять о досрочных выборах, на которых он и его сторонники потерпели сокрушительное поражение. Новый мэр немедленно отозвал заявку на размещение хранилища отходов, охарактеризовав её подачу своим предшественником как "безрассудный поступок".

Кенджи Огивара, заместитель министра Японии по экономике, торговле и промышленности, признаётся, что с тех пор не было подано ни одной заявки на размещение хранилища. По его мнению, Токио больше не может ждать появления добровольцев и должен в принудительном порядке выбрать несколько площадок для потенциального строительства могильников.

Франция в прошлом году предприняла необычную попытку преодолеть настороженность широкой публики. Во французском законодательстве была предусмотрена возможность вскрытия могильников в будущем, если потомки сумеют придумать более эффективные способы обращения с ядерными отходами. Но у многих экспертов это предложение вызвало критику. "Идея должна заключаться в том, что вы запечатываете шахту и уходите прочь, потому что никто не в состоянии гарантировать нормальный контроль за состоянием отходов на протяжении тысяч и более лет. Оставить у могильников возможность быть вскрытыми означает признаться в собственном поражении", - комментирует Симон Уэбстер из Еврокомиссии.

На площадке "Zwilag" - временном хранилище отходов, обслуживаемом Уолтеррм Хипом и принадлежащим четырём швейцарским эксплуатирующим организациям, температура внутри контейнеров с ядерными отходами достигает 575 градусов по шкале Фаренгейта. Но хорошая изоляция не позволяет теплу прорываться наружу. На ощупь контейнеры сравнимы по температуре с домашними батареями отопления.

Отверстия в стенах хранилища позволяют организовать естественный теплосъём за счёт притока свежего воздуха. При этом радиоактивность не попадает в окружающую среду.

В "Zwilag" полно свободного места, и вместимости хранилища хватит на многие годы. Но всё же, оно будет полностью заполнено, если противники долгосрочного захоронения в Швейцарии смогут добиться своего.

В 1995 и 2002 годах на референдумах в швейцарском кантоне Нидвальден население высказалось против строительства здесь долгосрочного хранилища. В 2005 году центральные власти запретили кантонам накладывать вето на планы по захоронению ядерных отходов, однако вопрос об окончательном выборе площадки для могильника должен быть вынесен на общенациональный референдум.

"Мы считаем это нечестным. Мы боимся, что жителям Женевы не будет никакого дела до того, что творится на севере Швейцарии", - возмущается врач Жан-Жак Фаснахт, живущий и работающий в Цюрхер Вайнланд, одном из кандидатов на роль общенационального центра по хранению ядерных отходов.

Фаснахт является сопрезидентом швейцарской антиядерной группы "KLAR Schweiz". Он и его коллеги из Франции, Германии и Австрии добывают сейчас средства для проведения исследований, целью которых будет показать сохраняющуюся опасность от геологического захоронения радиоактивных материалов.

ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru

ДАТА: 15.11.2007

Темы: ОЯТ, РАО, США, Япония, Франция


Rambler's Top100