Экологические проблемы ядерной промышленности и ситуация в Китае

Мы продолжаем публикацию цикла статей китайского философа Цай Чуньшэня, посвящённых экологическим проблемам современного Китая.

Энергия - это основа основ. Все блага цивилизации, все материальные сферы деятельности человека - от стирки белья до исследования Луны и Марса - требуют расхода энергии. И чем дальше, тем больше. На сегодняшний день энергия атома широко используется во многих отраслях экономики. Строятся мощные подводные лодки и надводные корабли с ядерными энергетическими установками. С помощью мирного атомаосуществляется поиск полезных ископаемых. Массовое применение в биологии, сельском хозяйстве, медицине, в освоении космоса нашли радиоактивные изотопы.

Атомные электростанции - третий "кит" в системе современной мировой энергетики. Техника АЭС, бесспорно, является крупным достижением НТП. В случае безаварийной работы атомные электростанции не производят практически никакого загрязнения окружающей среды, кроме теплового. Правда, в результате работы АЭС (и предприятий атомного топливного цикла) образуются радиоактивные отходы, представляющие потенциальную опасность. Однако объем радиоактивных отходов очень мал, они весьма компактны, и их можно хранить в условиях, гарантирующих отсутствие утечки наружу. АЭС экономичнее обычных тепловых станций, а, самое главное, при правильной их эксплуатации - это чистые источники энергии. Вместе с тем, развивая ядерную энергетику в интересах экономики, нельзя забывать о безопасности и здоровье людей, так как ошибки могут привести к катастрофическим последствиям.

Всего с момента начала эксплуатации атомных станций в 14 странах мира произошло более 150 инцидентов и аварий различной степени сложности. Наиболее характерные из них: в 1957 г. - в Уиндскейле (Англия), в 1959 г. - в Санта-Сюзанне (США), в 1961 г. - в Айдахо-Фолсе (США), в 1979 г. - на АЭС Три-Майл-Айленд (США), в 1986 г. - на Чернобыльской АЭС (СССР).

Техногенные воздействия на окружающую среду при строительстве и эксплуатации атомных электростанций многообразны.

Наиболее существенные из них следующие:

  1. локальное механическое воздействие на рельеф - при строительстве,
  2. повреждение особей в технологических системах - при эксплуатации,
  3. сток поверхностных и грунтовых вод, содержащих химические и радиоактивные компоненты,
  4. изменение характера землепользования и обменных процессов в непосредственной близости от АЭС,
  5. изменение микроклиматических характеристик прилежащих районов.

Возникновение мощных источников тепла в виде градирен, водоемов - охладителей при эксплуатации АЭС заметным образом изменяет микроклиматические характеристики прилежащих районов. Движение воды в системе внешнего теплоотвода, сбросы технологических вод, содержащих разнообразные химические компоненты, оказывают травмирующее воздействие на популяции, флору и фауну экосистем. Особое значение имеет распространение радиоактивных веществ в окружающем пространстве. В комплексе сложных вопросов по защите окружающей среды большую общественную значимость имеют проблемы безопасности атомных станций (АС), идущих на смену тепловым станциям на органическом ископаемом топливе.

Общепризнанно, что АС при их нормальной эксплуатации намного - не менее чем в 5-10 раз "чище" в экологическом отношении тепловых электростанций (ТЭС) на угле. Однако при авариях АС могут оказывать существенное радиационное воздействие на людей, экосистемы. Поэтому обеспечение безопасности экосферы и защиты окружающей среды от вредных воздействий АС - крупная научная и технологическая задача ядерной энергетики, обеспечивающая ее будущее.

АС и другие промышленные предприятия региона оказывают разнообразные воздействия на совокупность природных экосистем, составляющих экосферный регион АС. Под влиянием этих постоянно действующих или аварийных воздействий АС, других техногенных нагрузок происходит эволюция экосистем во времени, накапливаются и закрепляются изменения состояний динамического равновесия. Людям совершенно небезразлично в какую сторону направлены эти изменения в экосистемах, насколько они обратимы, каковы запасы устойчивости до значимых возмущений. Нормирование антропогенных нагрузок на экосистемы и предназначено для того, чтобы предотвращать все неблагоприятные изменения в них, а в лучшем варианте направлять эти изменения в благоприятную сторону. Чтобы разумно регулировать отношения АС с окружающей средой нужно конечно знать реакции биоценозов на возмущающие воздействия АС. Подход к нормированию антропогенных воздействий может быть основан на экологотоксикогенной концепции, т.е. необходимости предотвратить "отравление" экосистем вредными веществами и деградацию из-за чрезмерных нагрузок.

Другими словами нельзя не только травить экосистемы, но и лишать их возможности свободно развиваться, нагружая шумом, пылью, отбросами, ограничивая их ареалы и пищевые ресурсы. Чтобы избежать травмирования экосистем должны быть определены и нормативно зафиксированы некоторые предельные поступления вредных веществ в организмы особей, другие пределы воздействий, которые могли бы вызвать неприемлемые последствия на уровне популяций. А так же должны быть известны экологические емкости экосистем, величины которых не должны превышаться при техногенных воздействиях. Экологические емкости экосистем для различных вредных веществ следует определять по интенсивности поступления этих веществ, при которых хотя бы в одном из компонентов биоценоза возникнет критическая ситуация, т.е. когда накопление этих веществ приблизится к опасному пределу, будет достигаться критическая концентрация. В значениях предельных концентраций токсикогенов, в том числе радионуклидов, конечно, должны учитывать и перекрестные эффекты. Однако этого, по-видимому, недостаточно. Для эффективной защиты окружающей среды необходимо законодательно ввести принцип ограничения вредных техногенных воздействий, в частности выбросов и сбросов опасных веществ. По аналогии с принципами радиационной защиты человека можно сказать, что принципы защиты окружающей среды состоят в том, что должны быть исключены необоснованные техногенные воздействия, накопление вредных веществ в биоценозах, техногенные нагрузки на элементы экосистем не должны превышать опасные пределы, поступление вредных веществ в элементы экосистем, техногенные нагрузки должны быть настолько низкими, насколько это возможно с учетом экономических и социальных факторов.

АС оказывают на окружающую среду - тепловое, радиационное, химическое и механическое воздействие. Для обеспечения безопасности биосферы нужны необходимые и достаточные защитные средства. Под необходимой защитой окружающей среды понимается система мер, направленных на компенсацию возможного превышения допустимых значений температур сред, механических и дозовых нагрузок, концентраций токсикогенных веществ в экосфере. Достаточность защиты достигается в том случае, когда температуры в средах, дозовые и механические нагрузки сред, концентрации вредных веществ в средах не превосходят предельных, критических значений. Итак, санитарные нормативы предельно - допустимых концентраций (ПДК), допустимые температуры, дозовые и механические нагрузки должны быть критерием необходимости проведения мероприятий по защите окружающей среды. Система детализированных нормативов по пределам внешнего облучения, пределам содержания радиоизотопов и токсичных веществ в компонентах экосистем, механическим нагрузкам могла бы нормативно закрепить границу предельных, критических воздействий на элементы экосистем для них защиты от деградации. Другими словами должны быть известны экологические емкости для всех экосистем в рассматриваемом регионе по всем типам воздействий.

Разнообразные техногенные воздействия на окружающую среду характеризуются их частотой повторения и интенсивностью. Например, выбросы вредных веществ имеют некоторую постоянную составляющую, соответствующую нормальной эксплуатации, и случайную составляющую, зависящую от вероятностей аварий, т.е. от уровня безопасности рассматриваемого объекта. Ясно, что чем тяжелее, опаснее авария, тем вероятность ее возникновения ниже. Нам известно сейчас по горькому опыту Чернобыля, что сосновые леса имеют радиочувствительность, похожую на ту, что характерна для человека, а смешанные леса и кустарники - в 5 раз меньшую. Меры предупреждения опасных воздействий, их предотвращения при эксплуатации, создания возможностей для их компенсации и управления вредными воздействиями должны приниматься на стадии проектирования объектов. Это предполагает разработку и создание систем экологического мониторинга регионов, разработку методов расчетного прогнозирования экологического ущерба, признанных методов оценивания экологических емкостей экосистем, методов сравнения разнотипных ущербов. Эти меры должны создать базу для активного управления состоянием окружающей среды.

Ядерная энергетика приобретает все большее значение для расширения сфер применения и диверсификации структуры энергетики Китая, повышения безопасности и обеспечения устойчивого развития страны. Технологии ядерной энергетики, в силу своей относительной чистоты, безопасности и экономичности, играют все более важную роль в стратегии устойчивого развития Китая.

Развитие ядерной энергетики в Китае началось в начале 1980-х годов. В это время ядерная энергетика рассматривалась как дополнение к другим видам энергетики. В первой половине 1990-ых годов были введены в действие первые три ядерных энергоблока общей установленной мощностью 2100 МВт. Ядерная электроэнергия к концу 2001 года составила приблизительно 1% от общего объема генерации в Китае. Первая очередь АЭС "Циньшань" (300 МВт) на севере провинции Чжэцзян, (спроектированная и построенная самостоятельно китайскими инженерами и учеными), была подключена к энергосистеме в декабре 1991 года и запущена в промышленную эксплуатацию в апреле 1992 года. Вторая АЭС - "Даявань", расположенная в провинция Гуандун, была введена в промышленную эксплуатацию в середине 1990-х годов. Это был на то время самый крупный инвестиционный проект в ядерной энергетике. АЭС "Циньшань" и "Даявань" стабильно работают в безопасном режиме эксплуатации, при коэффициенте использования установленной мощности энергоблоков, на 1997 год до 84% и 76.5%, соответственно. К концу того же года общая установленная мощность энергетических объектов в Китае, превысила 250 гигаватт (ГВт), при ежегодном производстве электроэнергии, составляющем 1,135 ТВт-ч, в котором ядерная электроэнергия составляла 1,27%.

В 2004 году китайское правительство одобрило проекты расширения второй очереди АЭС "Циньшань" в Чжэцзяне и АЭС "Линьяо" в Гуандуне, а также проекты строительства новых АЭС - "Саньмень" в провинции Чжэцзян и "Янцзян" в провинции Гуандун.

Начиная с середины 1990-х годов, стратегия развития ядерной энергетики в Китае стала основываться на принципе "умеренного развития" или в другой интерпретации, "соответственного развития". Поскольку Китай продолжал ориентироваться на уголь, как ключевой источник энергии, ядерная отрасль была несколько ограничена в своем развитии на протяжении последних 20-ти лет. К 2006 году мощности по производству ядерной электроэнергии в Китае составляли лишь 1,7% от общего производства электроэнергии национальными электростанциями.

Однако сейчас ситуация меняется и развитие ядерной энергетики в Китае имеет многообещающее будущее. В настоящее время в континентальной части Китая действуют 9 атомных энергоблоков, общая мощность которых достигла 6998 мегаватт. Ближайшие проекты китайской ядерной энергетики следующие. Во-первых, в ближайшее время на АЭС "Циньшань" на основе имеющейся базы будут смонтированы 2 энергоблока мощностью 600 тыс. кВт. Во-вторых, через международные тендеры привлекаются из-за рубежа технологии ядерной энергетики третьего поколения. Так, в уезде Саньмэнь провинции Чжэцзян и городе Янцзян провинции Гуандун будут построены два ядерных энергоблока мощностью 1000 МВт каждый. Сейчас идет напряженная работа по оценке тендеров. Одновременно уже подготовлен и рассмотрен экспертами предварительный проект АЭС с энергоблоками на легководном реакторе. Проектируемый срок его службы - 60 лет. Капиталовложения в 1 кВт мощности составят менее 1300 долл., а цена электроэнергии при поступлении в сеть - ниже 5 центов за киловатт-час. Вскоре будет подготовлен и китайский предварительный проект АЭС мощностью 1500 МВт.

Соображения энергетической безопасности во внешней политике Китая и имеющаяся в реальности нехватка электроэнергии заставили китайское правительство изменить стратегию развития ядерной энергетики на "активное развитие". В марте 2006 года Национальный Народный Конгресс Китая (ННК) одобрил 11-ый пятилетний план экономического и социального развития (2006-10), в котором правительство поставило грандиозную цель - уменьшить общее потребление энергии на единицу валового внутреннего продукта (ВВП) на 20% в течение последующих пяти лет. Премьер-министр Китая, Вэнь Цзябао объявил во время совещания, что Китай будет стремиться сократить норму потребления энергии на 4% в 2006 году. Как утверждает китайский физик-ядерщик Уонг Нэйьян, начиная с июня 2006 года, стало формироваться единодушное мнение относительно важной роли ядерной энергетики для устойчивого развития Китая. Стратегическим планом "Активное развитие" предопределено, что ядерная энергетика будет одним из приоритетов стратегии развития энергетики на последующие два десятилетия.

Безопасность, экономическая конкурентоспособность ядерной энергетики и контроль за ядерными отходами являются жизненно важными проблемами, стоящими перед всеми правительствами и общественностью. Государственное агентство по атомной энергии Китая (CAEA) при Госсовете несет ответственность за планирование и управление использованием ядерной энергии в мирных целях и развитие международного сотрудничества. Национальная Администрация по ядерной безопасности (NNSA) при CAEA была создана в 1984 году. Она является лицензирующим и регулирующим органом, который также обеспечивает выполнение международных соглашений по безопасности. Сейчас она непосредственно подчиняется Госсовету. Государственная Администрация по защите окружающей среды (SEPA) несет ответственность за радиологический контроль и обращение с радиоактивными отходами. Энергетическая компания, предлагающая строительство новой электростанции, представляет технико-экономические обоснования на рассмотрение CAEA, направляет предложения в NNSA и (по вопросам окружающей среды) в SEPA. С момента учреждения в 1992 году министерством здравоохранения Китая Центра медицинской помощи при ядерных авариях, совершенствуется система медицинского реагирования на радиационные и ядерные аварийные ситуации.

Правительство Китая ускоренными темпами развивает атомную энергетику нового поколения, отличающуюся повышенной безопасностью, и стремится к ее освоению собственными силами. В течение первых двух десятилетий XXI века ядерная энергия в Китае будет использоваться все более широко в силу ее безопасности, экологичности и экономичности.

В соответствии с планами китайского руководства, в предстоящий до 2020 года период планируется вводить в строй не менее 1,8 ГВт ядерных генерирующих мощностей ежегодно с тем, чтобы к 2020 году суммарная мощность китайских АЭС увеличилась до 40 ГВт, что будет составлять 4% в общем энергобалансе страны. То есть за следующие 13 лет Китай предполагает увеличить долю ядерной энергии в своей генерации почти в 4 раза.Это позволит решить энергетические проблемы страны и обеспечить устойчивое развитие экономики. Состояние окружающей среды также зависит от развития ядерной энергетики. В 2001 году мощность ядерной энергетики самой многонаселенной страны на Земле была несколько ниже, чем в Финляндии. Однако, международная атомная промышленность "пробивает путь" к открытым дверям Китая. Азия представляет собой растущий рынок для ядерной энергетики. Развитие ядерной энергетики приобретает все большее значение для расширения сфер применения и диверсификации структуры энергетики Китая, повышения безопасности и обеспечения устойчивого развития страны.

ИСТОЧНИК: Цай Чуньшэн, AtomInfo.Ru

ДАТА: 01.11.2007

Темы: Азия, Китай, Экология, Цай Чуньшэн


Rambler's Top100