Литовская газета о судьбе польско-литовских энергетических проектов

На странице сайта газеты Lietuvos rytas в комментарии "Забудет ли будущий премьер Польши Литву и электрический мост" поднимается вопрос о судьбе общих с Литвой европроектов после смены власти в Польше. Этих проектов четыре - соединение электросетей обеих стран (так называемый "электромост"), участие Польши в строительстве новой АЭС в Литве, строительство автострады на Запад через Польшу Via Baltica, а также строительство железной дороги Railbaltica в том же направлении с той же целью соединить наконец страны Прибалтики с Западом ЕС. По мнению автора, обозревателя Яцека Комара, в целом проекты сорваны не будут. Будущий польский премьер Дональд Туск уже назвал президента Литвы Валдаса Адамкуса одним из своих самых близких друзей. Однако будут внесены некоторые коррективы. Например, Via Baltica "будет немного приостановлена". Причина - министром охраны среды может стать Станиславас Желиховский, известный эколог, который, в отличие от ушедшего премьера Ярослава Качинского, был против прокладки дороги через заповедные польские места. Придется прокладывать другую трассу.

Однако больше всего внимания обозреватель уделяет возможному изменению польской внешней политики. "Братья Качинские отношения с соседями, особенно более сильными, такими как Германия или Россия, формировали, опираясь на конфронтацию: или признаете, что мы всегда и во всем правы, или мы вам игнорируем. Ни Германия, ни Россия не позволили навязать им такой взгляд, поэтому отношения Польши с этими странами и застыли на мертвом месте. Не удивительно, что результатам по выборам в Сейм больше всех обрадовались Берлин и Москва. Ястржембский, близкий к Путину человек и его связист с ЕС, заявил, что Россия готова начать переговоры по отмене эмбарго на польское мясо".

В интервью польской газете Corriere della Sera будущий польский премьер Дональд Туск сказал на это: "Впервые Москва шлет нам сигнал, что она хочет по существу улучшать отношения. Это исторический шанс". В то же время, подчеркивает аналитик, новому польскому правительству будет нелегко, поскольку второй из братьев Качинских остается президентом страны, а именно президент формирует внешний курс.

Что касается литовских политиков, то они уверенны, что новая польская власть будет продолжать энергетическое и иное сотрудничество с Литвой. На пресс-конференции соцдем вице-спикер Сейма Чесловас Юршенас сказал: "Туск на выборы шел как проевропейская партия. Если эти цели будут осуществляться, то я думаю, что будет легче решать вопрос энергетического моста, потому что это один из проевропейских проектов".

В то же время, как сообщает BNS, Вильнюс должен готовиться к нелегким контактам и с новым польским правительством. Литовский кабинет министров продолжает настаивать на том, что электромост и новая АЭС никак не связаны и "шантаж" Варшавы, которая отказывается строить мост, если не получит гарантий насчет большего количества мегаватт для себя после пуска в действие новой АЭС, не имеют оснований. Советник премьера Литвы Саулюс Спечюс: "Соединять эти два проекта нельзя - в договоре по электромосту не может быть никаких обязательств насчет мегаватт". Однако Польша и дальше утверждает, что проект электромоста будет экономически обоснован лишь в том случае, если Польша будет иметь для себя 1000-1200 мегаватт мощности.

На этом фоне характерным выглядит отмена визита президента Польши Леха Качинского, который должен был участвовать в церемонии подписания договора по электромосту. "Литовские СМИ в субботу известили, что поляки в Лиссабоне, где в четверг и в пятницу проходила сессия Совета руководителей Европы, дважды потребовали треть мощности будущей атомной станции и переговоры по поводу электромоста прекратили" (BNS).

ИСТОЧНИК: ИА REGNUM

ДАТА: 29.10.2007

Темы: АЭС, Восточная Европа, Литва, Польша, Игналинская АЭС


Rambler's Top100