Конференция МАГАТЭ: праздник, скандал и взгляд в будущее

Интонация 51-й Генеральной Конференции МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) обещала быть праздничной: совсем недавно эта международная организация отметила золотой юбилей. Многие из тех, кто прибыл на Конференцию, привезли поздравительные послания. В частности, руководитель Федерального агентства по атомной энергии Сергей Кириенко зачитал приветствие президента России Владимира Путина. Но праздник чуть не испортил "иранский вопрос".

Высокого балла удостоилось также сотрудничество МАГАТЭ с Россией - державой, обладающей полным ядерным циклом, сделавшей ставку на атомную энергетику. Россия представила на Конференции свои самые престижные идеи и уникальные проекты, презентация которых заняла практически весь второй день работы. Все это неожиданно приобрело особый (кроме профессионального) смысл: был внесен некий умиротворяющий дух, столь необходимый после бурного первого дня, отмеченного скандальной нотой.

Накануне открытия Конференции стало известно о препираниях на Совете директоров МАГАТЭ, возникшей на почве иранского вопроса. А вечером 16 сентября, в интервью национальному телевидению, министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер призвал мир "готовиться к войне с Ираном".

Мохаммад аль Барадеи (как и полагается лауреату Нобелевской премии мира) "заглушил" воинственный призыв из Парижа. В речи, открывающей Конференцию, глава МАГАТЭ предостерег против использования военной силы и подчеркнул, что единственный путь решения иранской проблемы - диалог. "Я не вижу опасности в Иране", - заявил он.

В Тегеране были довольны. И более всего тем, что удалось создать трещину во мнении, которое до этого момента казалось монолитным. Образ Ирана, как "непримиримого, рвущегося к ядерному оружию, опасного" государства, был явно размыт. МАГАТЭ, это "ядерное око" ООН, не стало подливать масло в огонь антииранских настроений, существующих в мире.

Что же настроило главу МАГАТЭ на оптимистический лад? Конечно, лояльное поведение Тегерана, которое он демонстрировал в последнее время. Иранцы согласились дать исчерпывающие ответы на вопросы МАГАТЭ относительно экспериментов с плутонием и допустить международных атомных инспекторов к своим ядерным объектам, в частности, проинспектировать реактор на тяжелой воде, строящийся в центре страны, в Араке. Иран выступил за дипломатическое решение ядерной программы Ирана в рамках МАГАТЭ, уцепившись за эту влиятельную международную организацию как за свой последний шанс.

Иранская тема не первый год "кормит" и мировую политику, и МАГАТЭ. Но разве атомная сфера, переживающая эпоху ренессанса, больше ничего не имеет в своем багаже, кроме ядерной интриги с Тегераном? Вариант развития атомной энергетики представили российские инициативы. Важнейшей из них является создание Международного центра по обогащению урана в сибирском городе Ангарске. "Россия, на долю которой приходится 45% мирового обогащения урана, является в этой области одним из признанных лидеров, - подчеркнул, выступая на презентации, Сергей Кириенко. - Наша технология - одна из самых современных и прогрессивных. Мы в состоянии обеспечить гарантированный доступ к услугам по обогащению, не нарушая принципов нераспространения чувствительных технологий", - заявил он.

Россия готова предоставить для этой цели огромные возможности своего полного ядерного цикла, основанного на высокотехнологичной атомной промышленности, высоком научном потенциале страны. Кроме всего, у нее есть положительный исторический опыт на этот счет. В бывшем СССР уже действовал подобный центр.

Исследовательские ядерные реакторы и АЭС были построены по советским проектам в 17 странах мира - в Европе, Азии, на Ближнем Востоке. Объекты предназначались для мирных целей - получения электроэнергии, исследований в области ядерной энергии, производства изотопов, применяющихся в медицине и в сельском хозяйстве. Ядерные услуги в полном объеме предоставлялись Москвой: операции со свежим и отработавшим ядерным топливом, реконструкция и замена оборудования, обучение персонала. В результате эти страны владели только "чистым продуктом" - энергией и возможностями для научной работы.

Такая идея решает проблему нераспространения. Международные центры ядерных услуг, первым из которых является Ангарский, дадут возможность любой стране создавать свою мирную ядерную энергетику под строгим международным контролем, гарантом которого выступает МАГАТЭ.

Россия лидирует и в такой области атомной энергетики, как развитие реакторов на быстрых нейтронах, и готова, не конкурируя, но, дополняя друг друга, сотрудничать в этой области с США в рамках программы "Глобальное сотрудничество в ядерной энергетике".

Единственный в мире коммерческий "быстрый" реактор действует в России. Сегодня внимание специалистов сосредоточено на решении задач экономической конкурентоспособности блоков этого типа, а также создании производств замкнутого топливного цикла. Сооружение такого нового проекта, в виде 4-го энергоблока Белоярской АЭС, осуществляется сегодня. Этот прогрессивный, сберегающий топливо реактор обещает также выполнение требований нового уровня, предъявляемых к атомной энергетике XXI века.

ИСТОЧНИК: РИА Новости, Татьяна Синицына

ДАТА: 21.09.2007

Темы: Россия, Иран, БН, Ангарск


Rambler's Top100