Технические вузы и проблема инноваций

Споры о месте технических вузов в инновационном развитии России не оставляют равнодушными посетителей нашего сайта. Мы публикуем один из откликов, полученных нами от читателей на серию публикаций Виктора Мурогова о ядерных знаниях. Автор письма работает в московском техническом вузе, готовящем специалистов для отечественного машиностроения.

Важнейшая проблема, которая поставлена правительством и президентом перед современными российскими вузами - это проблема инновационного развития, что непосредственно связано со взглядами на современное высшее образование в мире.

Достаточно указать новейшие Федеральные целевые программы и формирующуюся корпорацию инноваций. Это особенно касается технических и технологических ВУЗов, так как для них инновации происходят в двух направлениях:

  1. в методике обучения;
  2. в решении конкретных технических и технологических задач.

На наш взгляд, важнейшими аспектами получения образования, которое позволяет в дальнейшим решать важнейшие государственные и глобальные задачи, являются:

  1. достаточно продолжительное применение полученных знаний;
  2. способность к получению новых знаний.

Для успешного решения этих задач представляются важными следующие позиции:

В связи с этим встает проблема соотношения фундаментальных и прикладных научных исследований и, соответственно, получаемых знаний. Одним из важных направлений ее решений представляется реализация цепочек:

фундаментальные научные исследования → прикладные научные исследования → производство → выход на рынок

(генерация знаний → разработка технологий → коммерциализация технологий).

При выполнении проектов по таким цепочкам (или их части) необходимо и обязательно активное участие студентов. С этой целью важны создание ВТК (временных научных коллективов - научных кластеров), взаимодействие между кафедрами, связь с производственными объединениями и развитие инфраструктуры (на микро- и макроуровне).

В области машиностроения это такие аспекты как выполнение технико-технологических проектов, использование интеллектуальных материалов, применение высокоточных измерений и развитие других областей нанотехнологий, применение высокопроизводительных вычислительных комплексов, развитие новой парадигмы вычислений и др.

С точки зрения молодежной политики для дальнейшего успешного развития образования и дальнейшей успешной работы выпускников представляется важным:

ИСТОЧНИК: Специально для AtomInfo.Ru

ДАТА: 12.07.2007

Темы: Россия, Кадры


Rambler's Top100