Капкан для Минатома.
Часть третья: урановый цугцванг.

Часть первая: через тернии к сделке

Часть вторая: три уровня одной сделки

"Когда говорят об энергетической безопасности, почему все считают, что энергобезопасность для всего мира должна обеспечивать Россия? Все забывают, что и Россия нуждается в обеспечении энергобезопасности. Без этого нельзя добиться равноправного сотрудничества в мире", - считает президент России Владимир Путин.

С этими словами российского лидера спорить трудно, да и не нужно. Может быть, России действительно стоило бы прервать исполнение соглашения ВОУ-НОУ, примирившись с угрозами многомиллиардных потерь? Ведь НОУ, получаемому из избыточного оружейного урана, можно попытаться найти и иное применение, чем хлопотную продажу его в США.

Если сформулировать вопрос ещё более корректно, может ли Россия использовать угрозу выхода из соглашения ВОУ-НОУ в качестве одного из аргументов, которые могли бы убедить Вашингтон пересмотреть своё дискриминационное отношение к российской урановой продукции, в частности, снять 116%-ные пошлины на ввоз в США урана из России?

Для начала, давайте попытаемся взглянуть на проблему российского урана глазами аналитиков американского госдепартамента.

Действительно, соглашение ВОУ-НОУ обеспечивает 46% потребностей всех американских реакторов в разделительной работе (5,5 миллионов ЕРР в год). Казалось бы, отказ России от дальнейшего исполнения урановой сделки поставит Соединённые Штаты на колени - и, используя вполне допустимый в идеологии real politik экономический шантаж, Москва могла бы добиться от Вашингтона более приемлемых для себя условий в ядерной торговле между двумя странами.

Что же может противопоставить России американское атомное сообщество, в первую очередь, корпорация USEC?

  1. Европейские партнёры США - URENCO и "Eurodiff" - не смогут закрыть ту брешь, которую пробьёт в энергобезопасности Соединённых Штатов выход России из ВОУ-НОУ. Французские атомщики из "Eurodiff" не станут увеличивать экспорт обогатительных услуг в США сверх нынешней величины в 2,5 миллиона ЕРР в год, а корпорация URENCO добавит к своему экспорту не более 1 миллиона ЕРР (с 3,08 до 3,90 миллионов ЕРР к 2013 году).

  2. Не дождавшись помощи из Европы, американская корпорация USEC начнёт покрывать дефицит обогатительных мощностей за счёт своего запаса НОУ объёмом в 6 миллионов ЕРР. Данный запас поддерживается американцами именно в качестве гарантии бесперебойности поставок ядерного топлива на АЭС США в случае возникновения проблем с иностранными поставщиками.

  3. Гарантийный резерв НОУ даёт корпорации USEC время, необходимое для возвращения в работу дополнительных мощностей на заводе в Падукке (3 миллиона ЕРР) и частичной расконсервации остановленного завода в Портсмуте (до 8 миллионов ЕРР). Рост себестоимости ЕРР окажется при этом незначительным - до 15-20%, а корпорация USEC сможет претендовать на получение субсидий от правительства США как пострадавшая от "произвола России".

  4. Подключение собственных обогатительных мощностей приведёт на практике к снижению энергозависимости США от поставок из-за рубежа, в первую очередь, из России (55-60% услуг по обогащению урана для американских АЭС станут производиться американской корпорацией). В дополнение к этому, вошедшие во вкус американцы неминуемо начнут своё возвращение на мировые рынки. Их главной жертвой станут россияне, чья деловая репутация после выхода из ВОУ-НОУ серьёзно пошатнётся.

Судя по всему, в Вашингтоне рассуждают именно так. В Белом доме уверены - выход России из соглашения ВОУ-НОУ не нанесёт никакого реального ущерба энергобезопасности США. Более того, Соединённые Штаты смогут без большого напряжения избавиться от зависимости от России и возобновить свою экспансию на мировых урановых рынках.

С точки зрения американцев, нынешняя ситуация является абсолютно выигрышной для Соединённых Штатов. Продолжение российских поставок НОУ будет означать сохранение до 2013 года дешёвого и крайне выгодного источника обогащённого урана. Если же поставки будут прерваны досрочно, то США смогут без значительного напряжения восстановить свой обогатительный потенциал и вернуться на мировой рынок урановых услуг, уничтожив при этом репутацию своего главного соперника - россиян.

Урановая ловушка для Минатома, любовно выстраивавшаяся американцами на протяжении полутора десятилетий, сработала успешно. Но вот только вместе с россиянами туда же угодила и атомная отрасль самих Соединённых Штатов.

Логика аналитиков госдепа оказывается справедливой при выполнении одного необходимого условия. Корпорация USEC, волей создателей трёхуровневой архитектуры ВОУ-НОУ ставшая владельцем маржи между ценой закупки ЕРР у российского контрагента и ценой продажи ЕРР конечным американским потребителям, должна вкладывать если не всю, то большую её часть в строительство первого в США завода по центрифужному обогащению урана в Пайктоне. Устаревшие газодиффузионные предприятия в Падукке и Портсмуте годятся лишь на случай форс-мажора - хотя бы из-за того, что себестоимость обогащения урана на них выше, чем на современных российских и европейских заводах.

Именно с Пайктоном связываются основные надежды американцев на будущее ослабление зависимости США от поставок импортных ЕРР. Мегапроект "Американская центрифуга" за свою историю пережил немало взлётов и падений, и выгодные для Соединённых Штатов условия сделки ВОУ-НОУ, казалось бы, обеспечили ему зелёную улицу. Но частная корпорация USEC не смогла удержаться от соблазна найти "иные применения" для российской урановой маржи, и теперь на достройку Пайктона банально не хватает денег.

"Сразу после приватизации USEC, в её адрес стали выдвигаться различные обвинения, от некомпетентности до бесчестных сговоров и взяточничества… Финансовое положение корпорации очень тяжёлое, и будущее программы по обогащению урана в США находится под вопросом… Высокие накладные расходы и устаревшие технологии образца 50-ых годов превратили бизнес USEC в неприбыльный и полностью зависящий от российских субсидий", - писал в мае 2002 года "Bulletin of the Atomic Scientists".

С тех пор мало что изменилось. "Эксплуатирующие организации (в США) ненавидят USEC. Русские ненавидят USEC. Министерство энергетики США ненавидит USEC", - отмечает британская газета "Financial Times". И в этих условиях всеобщей ненависти, обогатительная корпорация регулярно переносит сроки пуска завода в Пайктоне, постоянно пересчитывает смету строительства в сторону повышения, а также перманентно требует дополнительных вливаний из федерального бюджета.

Положение дел в USEC не радует американские генерирующие компании, и без того озабоченные перспективами снабжения своих АЭС ядерным топливом. Выступая на топливо-энергетическом конгрессе в Москве в 2006 году, вице-президент корпорации "Exelon" Джеймс Мейлон открытым текстом назвал соглашение СПАР не соответствующим реалиям сегодняшнего дня. Резкий рост цен на уран, а также признание американскими судами обогащения урана "услугой", делают введённую в США антидемпинговую защиту против поставок урана и ЕРР из России бессмысленной и даже вредной. "Корпорация "Exelon" и другие потребители ядерного топлива в США поддерживают усилия России по борьбе за открытие американского рынка", - говорится в тексте доклада Мейлона.

Но способна ли Россия убедить американскую администрацию в ущербности практики расстановки капканов для партнёров? Есть ли смысл России продолжать урановое сотрудничество с США, и какие потери мы можем понести от его разрыва? Об этом и многом другом читайте в следующих статьях цикла "Капкан для Минатома" на AtomInfo.Ru.

ИСТОЧНИК: Михаил Сторожевой, AtomInfo.Ru

ДАТА: 12.06.2007

Темы: ЯТЦ, Россия, ВОУ-НОУ, Техснабэкспорт, USEC


Rambler's Top100