Капкан для Минатома.
Часть вторая: три уровня одной сделки.

Часть первая: через тернии к сделке

"Когда мы второпях подписывали это соглашение, а потом контракты, не заметили одной простой вещи", - эти слова советника нераспространенческого департамента МИД РФ Владимира Рыбаченкова можно смело выносить в качестве эпиграфа к любому анализу соглашения ВОУ-НОУ. Все документы готовились тогда в большой спешке, а опыта столь крупных межгосударственных сделок у "молодого министерства" (по определению Виктора Михайлова) ещё не было.

Как показывает придирчивый юридический анализ, соглашение ВОУ-НОУ принципиально отличается от большинства международных договоров Российской Федерации. Архитектура отношений в рамках урановой сделки оказалась трёхуровневой.

Первым уровнем здесь выступает собственно соглашение ВОУ-НОУ, подчинённое праву международных договоров. Уровнем ниже расположились исполнительные контракты, в которых принимает участие агент правительства России - компания "Техснабэкспорт" - и зарубежные юридические лица, а их взаимодействие регулируют законодательства США, Швеции и ряда других государств. Наконец, на последнем третьем уровне отношений американская корпорация USEC и иные западные фирмы выступают в роли передаточного звена между российскими атомщиками и мировыми потребителями урана и обогатительных услуг.

Что же означает на практике "трёхуровневость" архитектуры уранового соглашения?

Коротко говоря, трёхуровневая архитектура сделала фактически нереальным для России добиваться приведения соглашения ВОУ-НОУ в соответствие со своими интересами или прекратить его действие в том случае, если отстоять интересы России окажется невозможным.

Стоит отметить, что ни в самом тексте соглашения, ни в ванкуверских принципах никакой трёхуровневости не просматривалось. Напротив, в этих документах Соединённые Штаты обещали России равный и недискриминационный подход, гарантировав, в том числе, участие в исполнительных контрактах с американской стороны государственной корпорации, а также признавали приоритет соглашения над любыми контрактами.

Трёхуровневая структура ВОУ-НОУ выстраивалась постепенно, но методично - в основном, усилиями США, но не без помощи России. Первым шагом стала модификация девятого ванкуверского принципа и разделение сделки на продажу ЕРР и природной компоненты, а также создание неопределённости вокруг оплаты за поставки последней.

В 1996 году в Соединённых Штатах был принят закон "Акт приватизации USEC". Государственная корпорация USEC, являвшаяся исполнительным агентом правительства США по соглашению ВОУ-НОУ, перешла в руки частных владельцев. После этого, США как государство прекратили нести всякую ответственность за действия USEC, в том числе - задержки платежей за природную компоненту и нерыночное размещение полученного из России НОУ.

С 1 января 1997 года USEC отказалась от приобретения российского НОУ как целостного товара. Отныне корпорацию интересует только покупка услуг по обогащению. Для компенсации природной компоненты, USEC начала передавать в российскую собственность на территории Северной Америки эквивалентное количество природного урана. Беспокоиться о её реализации (напомним, что речь идёт о 30-40% от всей стоимости сделки) приходится теперь России.

Покупатели на природную компоненту нашлись достаточно быстро - это так называемые "Западные компании" (канадская "Cameco", французская "Cogema" и германская "RWE Nukem"), а также посредники типа печально известной фирмы GNSS. Но ни один из них не является и не может являться исполнительным органом правительства США, потому что появление частного капитала в тексте соглашения ВОУ-НОУ никоим образом не предусматривалось.

Вмешиваться в коммерческую деятельность частных покупателей природной компоненты правительство США не имеет права. Более того, в американском бюджете никогда не предусматривались средства для выполнения соглашения ВОУ-НОУ (единственное исключение - выплата 325 миллионов долларов в 1998 года на приобретение 11 тысяч тонн природной компоненты, накопившейся в USEC до 1997 года).

Создавшаяся к настоящему моменту трёхуровневая архитектура соглашения ВОУ-НОУ позволяет Соединённым Штатам вести двойную игру с Российской Федерацией. При возникновении любых неприятностей, Вашингтон декларирует своё невмешательство в коммерческую деятельность частных предприятий - как USEC, так и покупателей природной компоненты. Правительству России приходится самостоятельно вступать с ними в частноправовые отношения и получать легко прогнозируемый ответ - pacta sunt servanda, договора должны исполняться.

Действительно, частному капиталу - тем более, из третьих стран - нет никакого дела до высокой политики. Приобретателей природной компоненты ВОУ интересуют только вопросы бизнеса, и любая попытка России выйти, приостановить или модифицировать условия соглашения ВОУ-НОУ - или добиться возвращения к его исходным условиям, например, к назначению американской стороной государственного исполнительного агента вместо частной корпорации USEC - встретит на втором и третьем уровне архитектуры ВОУ-НОУ жесточайшее сопротивление.

Целью этой сложной конструкции, собранной американцами при непротиводействии прежних руководств Росатома/Минатома, является удержание России в рамках соглашения ВОУ-НОУ до срока окончания его действия (2013 год). Сложно сказать, остаётся ли у Москвы пространство для манёвра и конструктивного диалога с правительством США о будущем урановых поставок из России. Но в случае жёстких действий (например, разрыва соглашения), отечественные атомщики могут столкнуться с рисками многомиллиардных потерь.

Что ожидает Россию при попытке выйти из соглашения ВОУ-НОУ или приостановить его действие, читайте в следующей статье.

ИСТОЧНИК: Михаил Сторожевой, AtomInfo.Ru

ДАТА: 03.05.2007

Темы: ЯТЦ, Россия, ВОУ-НОУ, Техснабэкспорт, USEC


Rambler's Top100