Виктор Мурогов: ядерные знания - сила… если их сохранять

Введение

Ядерные знания, опыт, методики и технологии стали основой развития современного общества в промышленных странах. Ядерные технологии являются составной частью жизнедеятельности развитых государств практически во всех областях - от обороны, энергетики и промышленности до производства продуктов питания, медицины, научных методов (от археологии до космоса), образования и культуры безопасности.

Ядерные знания и технологии послужили причиной и стимулятором развития международного режима безопасности, понимания необходимости гармонизации глобальных и национальных интересов - создания международных организаций (МАГАТЭ, NEA, IEA и многих других), а также подписания международных соглашений, во многом регулирующих современные межгосударственные отношения (ДНЯО, Доппротокол к соглашению о гарантиях и т.п.).

В настоящее время ядерные знания достигли стадии зрелости и сделали значительный вклад во многие области. Например, в области атомной энергетики произошло статистически значимое накопление эксплутационных данных за более чем 12000 реакторо-лет опыта эксплуатации; разработаны национальные базы данных действующих ядерных установок; выбраны критерии оценки и повышения производительности установок. Подобные достижения произошли и в области использования ядерной энергии в сельском хозяйстве, промышленности и медицине.

Ядерные знания, развитие которых происходило при значительной государственной поддержке в последние шесть десятилетий, превышают нынешнюю коммерческую потребность, и существует опасность навсегда потерять некоторые из них. В то время, как определённая часть знаний используется и постоянно развивается, другие оказались "в бедственном положении" и не находят применения. Знания в области нескольких ядерных применений находят широкое распространение и свободный обмен, другие же находятся в ограниченном доступе. Отсутствуют эффективные механизмы передачи знаний от одного поколения к другому.

Настоящий статус ядерных знаний и управление ими находятся в неудовлетворительном состоянии. Это препятствует интенсивному росту с учетом ожидаемого вклада ядерной энергии в глобальное развитие.

Актуальность проблемы сохранения и развития ядерных знаний и технологий

Проблемы, связанные с глобальным потеплением, а также ограниченность и неравномерность распределения ископаемого топлива, пригодного для коммерческого использования, заставили многие страны в значительной степени пересмотреть (переосмыслить) использование ядерной энергии. Не следует допускать потери ценных знаний, полученных в прошлом.

Инновации и новые разработки играют важную роль в реализации всего потенциального вклада ядерной энергии для глобального развития. Инновации требуют эффективной системы управления ядерными знаниями, которая способствует соответствующему обмену, их применению и созданию новых знаний.

Устойчивое глобальное развитие должно основываться на эффективном использовании всех имеющихся технологий, в том числе ядерных, для достижения соответствующего баланса между противоречивыми условиями. В будущем ядерные знания будут необходимы для создания возможностей развивающихся стран с целью устойчивого достижения их целей в развитии.

Ядерные знания, используемые в сельском хозяйстве, медицине, промышленности и др., обладают тем преимуществом, что они положительно воспринимаются обществом и не вызывают противоречивых откликов. Знания в этих областях широко распространяются и находятся в свободном обмене. Хорошая система управления этими знаниями необходима для развития новых областей применения в этих сферах.

Без сохранения ядерных знаний, опыта и технологий невозможен ренессанс ядерного развития современного общества.

Что мы включаем в термин "ядерные знания"?

Термин "управление знаниями" появился в середине 90-ых годов прошлого века. В настоящее время, более 80% мировых ведущих отраслей промышленности, учреждений и международных организаций следуют стратегиям управления знаниями. Знания рассматриваются в качестве гарантии компетентности, способности к эффективным действиям и предвидения их последствий. Быть информированным означает получить возможность достичь желаемых результатов. Такая способность приобретается в обширном процессе интеграции технического опыта, методологических знаний и социальной компетенции. Знания могут иметь явную, неявную (или скрытую) форму.

Явные знания поддаются количественному измерению, определению и могут быть записаны в форме отчётов, процедур или инструкций и могут относительно легко передаваться.

Неявные знания сложно выразить словами, поскольку некоторым функциям, выполняемым специалистами, невозможно дать объяснение доступными последовательностями, тогда как многие шаги представляются очевидными для экспертов. Однако неявные знания могут быть преобразованы в явную форму посредством извлечения и документирования на основе тесного взаимодействия между специалистом и получателем информации.

Скрытые знания сложнее всего воспроизвести, записать или осуществить передачу между лицами. Они позволяют специалисту выполнять задачи или решать проблемы на основе сочетания опыта, догадки, интуиции, эмоций и убеждений. Преобразование скрытых знаний в явную форму представляется довольно сложным. Они могут быть переданы путём обучения и наставничества. Эффективность такой передачи зависит в значительной степени от способностей ученика, который иногда может стать даже лучшим исполнителем, чем его учитель.

Чтобы добиться устойчивого процесса развития знаний, важно:

Что мы понимаем под процессом управления (сохранения) ядерными знаниями?

Управление ядерными знаниями представляет собой комплексный системный подход, применяемый на всех стадиях цикла знаний, включая их идентификацию, обмен, защиту, распространение, сохранение и передачу, и влияет на управление персоналом, информационные и коммуникационные технологии, методы обработки и управления, системы управления документами, внутрифирменные и национальные стратегии.

Управление ядерными знаниями используется во всех организациях, имеющих отношение к ядерной энергии и радиационным технологиям, в государственных и международных планах и проектах.

Их объём включает в себя понимание того, что знания есть фундаментальный источник, и определение основных умений, которым следует научиться. Необходимо установление их приоритетов с учётом ожидаемого ухода работника; сбор и сохранение существующих знаний; создание механизмов для привлечения и развития будущих ядерных энергетиков. Сюда включаются разработка и использование эффективных механизмов для передачи неявных знаний; постоянное усовершенствование и внедрение новых обучающих программ для персонала с целью повышения их ядерных знаний. Важным разделом управления ядерными знаниями является сохранение научно-исследовательских возможностей, обмена и передачи знаний и опыта во времени (следующим поколениям) и в пространстве (в развивающиеся страны), а также эффективного применения существующих знаний для создания новых.

Почему сохранение и передача знаний особенно актуальны в ядерной области?

Заключение

Современное состояние и развитие энергетики, где органическое топливо является преобладающим (85% в энергетическом балансе и более 65% в электрогенерации), нестабильно в силу общеизвестных проблем:

Единственный источник энергии, освоенный человечеством в промышленных масштабах и свободный от этих недостатков - ядерная энергетика. В последние несколько лет в ряде стран - Франции, Финляндии, Словакии, Румынии и др. - наблюдается большой интерес к АЭС, обусловленный, в первую очередь, повышением цен на газ. Программа развития ядерной энергетики Китая предусматривает семикратное увеличение к 2020 году мощностей всех АЭС (примерно до 40 ГВт). Уже заявлено, что Китай и США намерены снять барьеры, мешающие американским компаниям проектировать и строить АЭС в КНР. Индия заявила о своём намерении втрое увеличить производственную мощность реакторов в течение ближайших 8 лет. Иран готов к 2020 году построить 20 блоков по 1000 МВт. Три атомные станции к 2015 году намерена построить и Турция. Кардинально изменилось отношение к атомной энергетике и в США. О своём желании развивать ядерную энергетику заявляют Нигерия и ЮАР, а страны Персидского залива, Египет и Алжир обратились к МАГАТЭ с просьбой о поддержке планирования развития ядерной энергетики в этих государствах.

Но, как мы знаем, атомная энергия - это не рождественский подарок. Это сложная технология, требующая высокой промышленной культуры и специального, уникального подхода к управлению и сохранению знаний, к пониманию истории развития ядерных знаний и технологий.

Ключевой вопрос при этом - какие знания, опыт, информацию следует сохранять, передавать следующим поколениям и в новые развивающиеся страны. Прежде всего, это должны быть те знания, которые сегодня закладываются в реальные установки и технологии, предназначенные для существования в течение нескольких поколений. Кроме того, необходимо сохранять и передавать знания, не востребованные сегодня в полной мере, но без которых развитие ядерной энергетики в будущем практически невозможно (например, быстрые реакторы, ториевый цикл и т.п.). Наконец, очень важную роль должно играть управление знаниями, подпадающими под проблему нераспространения.

Во всех этих случаях исключительно важен анализ пройденных путей развития ядерной энергетики при особом внимании к ошибкам и тупиковым направлениям. Это позволит сделать задачу сохранения и управления знаниями корректной и позволит избежать повторения прошлых ошибок.

ИСТОЧНИК: Виктор Мурогов, специально для AtomInfo.Ru

ДАТА: 09.03.2007

Темы: Виктор Мурогов, Ядерные знания


Rambler's Top100